Знаки войны.Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому мно­го. Это и непреходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных кол­лизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации, и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности – тема войны оставалась по­рой единственным островком подлинности в потоке надуман­ной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям «свыше», должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то ме­шало сказать ее до конца. Сегодня ясно, что невозможно по­нять события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941 году предшествовал страшный 1929 год «великого перелома», когда за ликвидацией «кулачества как класса» не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, и 1937 год…

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала по­весть белорусского писателя В. Быкова «Знак беды», которая стала этапной в его творчестве. Повести предшествовали его произведения о войне, ставшие уже классикой литературы XX века: «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета» и другие. После «Знака беды» творчество Быкова обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких произ­ведениях, как «В тумане», «Облава».

В центре повести «Знак беды» – человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петроком Богатько. Хутор, на котором они жи­вут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В. Быковым как намеренно зверст­вующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, – не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно.

Не позволить себя унижать – вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степа­нида – сильный характер. Человеческое достоинство – вот главное, что движет ее поступками. «За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человече­ское достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя чело­веком, никогда уже не станет скотом», – так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот ха­рактер, — он размышляет о его истоках.

Необходимо задуматься о смысле названия повести – «Знак беды». Это цитата из стихотворения А. Твардовского, напи­санного в 1945 году: «Перед войной, как будто в знак беды…» То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем «знаком беды», о котором пишет В. Быков.

Степанида Богатько, которая «шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках», поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз – недаром называют ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, кото­рую она искала и ждала, в этой новой жизни. Когда требуют новых раскулачиваний, опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: «А справедли­вость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делает­ся?»

Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, засту­питься за арестованного по ложному доносу Левона, отпра­вить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Сте­панида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: «Делайте что хотите. Но без меня».

В предвоенных годах – источник характера Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что су­мела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о но­вой жизни, страху, сумела пойти за собой, за своим врожденным чувством правды и сохранить в себе человеческое начало. И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, сопротивляется ей до последнего.

Один из критиков заметил иронически, что «был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага». Да, видимый ма­териальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Сте­панида своей гибелью доказывает, что она – человек, а не рабочая скотина, которую можно покорить, унизить, заста­вить подчиниться. В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации.

Рядом со Степанидой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то во всяком случае совсем иной, не ак­тивный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компро­мисс. Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас сво­его терпения, решается на протест, открытый отпор. Насилие побудило его к непокорности. Такие глубины души будит в этом человеке необычная, экстремальная ситуация.

Народная трагедия, показанная в повести В. Быкова «Знак беды», раскрывает истоки подлинных человеческих характе­ров.