Запорожская Сечь. В своем произведении Н. В. Гоголь изобразил героическое вре­мя Запорожской Сечи. Она существовала тогда, когда происходили «схватки и битвы на Украине за унию». Автор пишет, что «Сечь — это гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!».

Сечь состояла из шестидесяти с лишним куреней, которые были похожи на отдельные, независимые республики. Личного имущества у казаков не было, все хранилось у куренного атама­на. Гоголь описывает красивое убранство запорожских казаков: широкие красные шаровары, пояс, к которому крепилась сабля и люлька. Питались казаки простой, но очень сытной пищей: черным хлебом и кашей с салом, которая называлась кулешом, а пили из сушеной тыквы, которая в походах была им вместо чар­ки. Главный над всеми куренями назывался кошевым, который выбирался ежегодно. Еще казаки называли свое объединение товариществом. Сюда по своей воле приходили все желающие, их ни о чем не спрашивали, заставляли перекреститься и прини­мали как братьев.

У русской земли тогда было много врагов: турки, татары, поля­ки, и казаки считали своим долгом воевать против них, если они «не почтили предковского закона» и во славу христианства. Гтав- ный герой повести Тарас Бульба привозит своих сыновей сюда, чтобы и они породнились со всем казачеством.

Запорожцы Сечи живут по своим суровым законам. Страшно наказываются те, кто не соблюдает христианских заповедей: воры забиваются до смерти дубинкой, должника привязывают к пушке, но самая страшная кара ждет убийцу. Вырывали яму, опускали туда живого убийцу, сверху ставили фоб с телом убитого и обоих засы­пали землей.

Казаки жили вольно. Гоголь пишет, что «Сечь не любила за­труднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны». Когда ка­заки не воевали, они вели разгульный образ жизни, много ели и пили. В восьмой главе мы узнаем, что пока казаки осаждали польскую крепость, из-за того, что часовые были пьяны, татарам удалось украсть сокровища Запорожской Сечи.

Гоголь пишет, что тогда на быт русского дворянства большое влияние оказывала Польша. «Многие перенимали польские обы­чаи, заводили роскошь», — пишет Гоголь Тарас Бульба рассо­рился со всеми своими товарищами, которые «были наклонны к варшавской стороне». Казаки больше всех благ ценили казацкую верность друг другу, свою волю и христианскую веру. Поэтому основной конфликт в произведении — это отношения между Тарасом и его сыновьями. Старший сын Остап становится доб­рым казаком и выбирается, несмотря на свой молодой возраст, куренным атаманом. Ведет отчаянный бой с поляками под Дуб- но. А младший сын Тараса, Андрий, становится предателем пра­вославной христианской веры и переходит на сторону поляков. И Тарас Бульба не может простить этого даже родному сыну, он убивает его, потому что товарищество казаков — это братство не по крови, а по душе: «Нет уз святее товарищества», — говорит Тарас. Предать их — самое страшное для казака. Сам Тарас не может оставить товарищей в плену и за своих казаков погибает. Но Гоголь пишет, что нет на свете огня, который бы «пересилил русскую силу» Потому что «так любить, как русская душа., ни­кто не может!».

В повести « Гарае Бульба» Н В. Гоголь показал суровый быт за­порожских казаков. Их образы отражают национальные особен­ности русской души.