“Я хочу быть понят своей страной…”. Поэт Владимир Маяковский жил с “печалью и гневом” и страстно любил свою отчизну.
Мотивы печали, неудовлетворенности, одиночества, неустроенности в личной жизни звучат во многих его произведениях.
Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию юный Владимир Маяковский.

В стихах молодогошоэта поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна, — то, что отпугивало современную ему критику, не желавшую понять и объяснить эту новизну.
Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает:
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы.
Стихотворение с вызывающим названием “Нате!” нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать.
Также в разладе с действительностью и мечтами о будущем родились и строки, к которым надо особо прислушаться, желая понять жизнь и личность Маяковского, его творчество:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я
весь
боль и ушиб!
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
Это голос молодого Маяковского. Обратим же внимание на то, какой контраст изначально терзает душу поэта. Он “весь — боль и ушиб” — возвращает “сад фруктовый” для грядущих людей. В этих строках — идея жертвенного служения людям, характерная для классической русской литературы.
Хрестоматийный облик Маяковского, “агитатора, горлана-гла- варя”, кажется, не допускает мысли о душевной слабости.
Поэт в зрелую пору не любил выносить на люди душевную смуту, “становясь на горло собственной песне”.
Но душа выдает себя, она радуется и ликует, негодует и кровоточит. Бездушная поэзия — не поэзия.
Одно из самых замечательных произведений Маяковского, на мой взгляд, поэма “Про это”. Она о себе и о любви, поэма, в которой ярче и глубже, чем в других, более поздних поэмах, раскрываются характер и личность Маяковского.
Были и ранние поэмы о любви (“Облако в штанах”). Была самая светлая, не осложненная драматическими коллизиями, поэма “Люблю”. Поэт тогда переживал пик своего чувства к Л. Ю. Брик, поэтому и был уверен: “Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. Продумана, выверена, проверена”.
Но в действительности любовь, личная жизнь принесли тонко чувствующему поэту одни страдания.
Внешне он был спокойный, дерзкий, неуязвимый, а на самом деле — очень незащищенный. И все это очень близко, понятно нам в поэте, потому что это — общечеловеческие ценности. Меня очень трогают его проникновенные строки о любви к “зверью”:
Я люблю зверье.
Увидишь собачонку — тут у булочной одна —
сплошная плешь, —
из себя
и то готов отдать печенку,
А вот поэт-горлан, поэт-трибун, поэт-глашатай мне, живущей в конце XX века и переживающей все сложные и трагические события, не совсем понятен. Он мечтал о прекрасном “коммунистическом далеко”, славил “трижды отечество, которое будет”, а что же сейчас? Что славить, кого славить и за что?
Далекое будущее, XXX век представлял Маяковский в своих стихах. Как ни торопил жизнь, как ни верил в коммуну у ворот, а избавление от угнетающей инерции старого быта относил лишь в далекое будущее:
Ваш
Тридцатый век обгонит стаи
сердце раздиравших мелочей.
Нынче недолюбленное наверстаем звездностъю бесчисленных ночей.
И снова Маяковский-романтик произносит слово о любви.
О любви, которая бы не была “служанкой замужеств, похоти, хлебов”, о любви, которая бы заполнила собой вселенную и “чтоб вся на первый крик “Товарищ!” — оборачивалась земля”. Такой представлял, такой хотел видеть любовь Маяковский. Ему не было дано счастье испытать такую любовь: все дело в том, что в каждом любовном романе есть, по крайней мере, два персонажа, от которых в равной мере зависит его судьба.
Такой Маяковский понятен нам, близок и современен.
Маяковский-сатирик — тоже наш современник. Сатира в творчестве поэта — это “кавалерия острот”, поднявшая “рифм отточенные пики”, это любимейший род оружия.
“Очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг” — отмечает поэт в стихотворении “Разговор с товарищем Лениным”. “Окрутить их, разоблачить перед лицом народа” — такую задачу ставит перед собой Маяковский.
И он едко высмеивает все отрицательные проявления в со; ветском быту (“О дряни”, “Любовь”, “Пиво и социализм”), борется с бюрократизмом в учреждениях (“Прозаседавшиеся”, “Фабрика бюрократов”), выступает против пережитков капитализма в сознании людей (“Трус”, “Ханжа”, “Подлиза”, “Сплетник”), наносит сокрушительные удары по царству доллара, по международным убийцам и поджигателям новой войны.
Маяковский в стихотворении “Столп” хочет, чтобы “критика дань носила”, хотя “очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг, целая лента типов тянется: волокитчики, подхалимы, сектанты, пьяницы”.
В наши дни слова из стихотворения “Прозаседавшиеся”: “О, хотя бы еще одно заседание относительно “искоренения всех заседаний!” стали крылатыми. Они и сегодня направлень против бюрократов, управленческого аппарата, бесплодных заседаний и голосований депутатов и т. д.
“Моет”, просто стирает бюрократов и пьеса “Баня”. Бюрократы Победоносиков и его секретарь Оптимистенко не дают дороги новому изобретению, мешают движению вперед.
Эта пьеса показывает вред бюрократизма, враждебность его всей творческой, созидательной атмосфере общества. К сожалению, живут победоносиковы и оптимистенки и в наши дни. Сатира Маяковского “косила” дрянь, помогала читателю увидеть, кто есть кто.
Отрадно отметить, что в наше время все больше появляется дерзающих, думающих, смелых людей, которые хотят, чтобы демократизм, предприимчивость помогли нашему обществу.
А как злободневны и сегодня строки из стихотворения “Душа общества”:
…из пьяных пений
запомни только:
беги от ада
от заразного, тащи
из яда
алкоголика.
Да, я считаю, что Владимир Владимирович Маяковский “понят своим народом”, хотя каждый воспринимает его по-своему.
В. Маяковский был человеком чрезвычайно чувствительным, готовым отдать все “за одно только слово ласковое, человечье”.
Какое скромное (и какое страстное!) желание и какая грандиозная плата за него!