ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖА В ПЬЕСАХ. Пьесы Островского и Чехова различны по проблематике и настроению, и по содержанию, но художественные функ­ции пейзажа в обеих пьесах схожи- Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Ост­ровского и Чехова является не только фоном, природа ста­новится действующим лицом, а у Чехова вишневый сад яв­ляется одним из главных персонажей.

В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающие­ся с того места, где расположен город Калинов, с малень­ким, по сравнению с великой русской рекой, вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавля­ет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется ничтожно малым и все его страсти — бурей в ста­кане воды. Вишневый сад — это укромный, спокойный уго­лок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив той тихой, милой, уютной красотой, что так при­тягивает человека к родному дому. Красота природы всег­да оказывала влияние на души и сердца людей, если, ко­нечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий че­ловек, всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги- матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем реку, которая была ее другом, защитником. Отношение к природе явля­лось у Островского одним из критериев оценки человеч­ности. Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные темного царства, равнодушны к красоте природы, в глу­бине души боятся ее. Так, для Дикого гроза — это кара божия за грехи.

Герои «Вишневого сада» — Раневская, Гаев — и все, чья жизнь была связана с ними, любят его: нежная, тонкая кра­сота цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все действие пьесы проходит на фоне это­го сада. Он все время незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят, фило­софствуют, мечтают, его вспоминают.

У Островского пейзаж также дополняет действие. Так, объяснение Катерины с Борисом происходит на фоне пре­красной летней ночи, Катерина кается во время грозы в по­луразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада.

Для Раневской и Гаева вишневый сад — родовое гнездо, малая родина, где прошли их детство и юность, .-уде роди­лись и угасли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада символизи­рует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой оста­лись одни горькие воспоминания. Аня тоже выросла в виш­невом саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии, поэтому она покидает вишневый сад с легкостью, с радостью, для нее это освобождение, шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизненным испытаниям, мечтая посадить новый сад, лучше прежнего.

Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый старый Фирс. Вишневый сад не отпускает никого просто так, как не дает покоя человеку его прошлое. Вишне­вый сад — это символ жизни, ее прошлого, настоящего и бу­дущего. Он бесбмертен, как бессмертна сама жизнь.

В момент покаяния-Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий все грехи. Но люди не столь милосерд­ны, как природа: «темное царство» затравило героиню, кото­рая осмелилась преступить его законы. Волга помогла Кате­рине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекратила муки и страдания. Дала покой. Смерть в Волге стала вы­ходом из того тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость.

Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кро­ме всего прочего, несовершенство, мелочность человеческих от­ношений перед лицом равнодушной и прекрасной природы.