Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя. Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казнокрада­ми и прочими проходимцами, ослабляющими государство, все же глав­ным лицом своей пьесы считал именно проходимца и плута Хлестако­ва. Что это? Гениальный ход великого художника? Желание подразнить общество? Может быть, какой-нибудь тонкий намек?

Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербур­га, сам по себе, как знает читатель, лицо весьма заурядное. Для об­манщика он слишком глуповат и простоват. Словом, не тянет он на крупного мошенника. Более того, читатель выясняет, что Хлестаков, собственно, и не собирался никого обманывать.

Выражаясь современным языком, Хлестаков вполне законопослуш­ный молодой человек. Увидев впервые городничего, он страшно пуга­ется и ведет себя очень странно. Лишь постепенно Хлестаков сообража­ет, что происходит вокруг него, но и решившись подыграть обескуражен­ным его появлением отцам города, он занимает пассивную позицию (не считая его оголтелого хвастовства).

Гоголь построил действие комедии таким образом, что представи­тели городской власти и люди имущие как бы сами навязали Хлестако­ву эту игру. Они словно сами страстно хотели видеть в этом проходим­це важную, значительную персону. Естественно, эту линию, как я пола­гаю, проводит сам автор. Хлестакову явно не удается играть «чисто». Он постоянно дает поводы к разоблачению. Но эти его «проколы» лишь подогревают подобострастные чувства видавших виды чиновников.

Примечательно, что Хлестаков все сделал как настоящий ревизор: на­гнал страху, собрал взятки и исчез так же внезапно, как и появился.

Интересно, что комедия «Ревизор» понравилась государю. Еще один парадокс! Ведь Гоголь жестоко критиковал именно государственных чиновников. И действительно, не посмеяться вместе с Гоголем над тво­рящимися в государстве темными делишками означало бы, что государь и сам грешен.

Добавлю к этому, что автор, говоря о своей комедии во вступитель­ных «замечаниях для господ актеров», отмечал, что бессмысленно искать прототипы тех или иных действующих лиц: «оригиналы их всегда почти находятся перед глазами». Зрительный зал Гоголь тоже наверняка имел в виду. Можно с уверенностью предположить, что под городком, в ко­тором разворачивались действия и который тоже был у всех на виду, Гоголь подразумевал не что иное, как Российскую империю.

Гоголю удалось предупредить все возможные обвинения в свой ад­рес со стороны чиновнического аппарата империи, публично заявив, что единственным положительным лицом в его произведении является смех. Итак, Хлестаков — главное лицо, смех — главное положительное лицо. Мне кажется, что Гоголь таким художественным приемом хотел донес­ти до каждого из зрителей мысль об их личной ответственности за про­исходящее с ними и вокруг них, напомнить о неминуемом возмездии, которое рано или поздно настигнет каждого, кто живет не в ладу с со­вестью. Подтверждает это знаменитая «немая сцена» в финале комедии: приехал настоящий ревизор. Но это, увы, не делает его главным лицом комедии, хотя он и настоящий. И пока его нравственные устои зрите­лям неизвестны, главным героем комедии по праву остается Хлестаков.