ВРЕМЯ И ПОЭТ. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Николая Алексеевича Некрасова, практически целиком опре­делила характер его творчества. Свободное личностное само­выражение — смысл и цель искусства — уходило на второй план; на первом оказались проблемы социальные.

В самом главном и, казалось, незыблемом происходила подмена: ис­кусство становилось не целью, а средством. Оно было, по вы­ражению позднейшего поэта, «мобилизовано и призвано» на службу обществу.

Среди проблем, «которыми в то время была «богата» Рос­сия, острейшей, давным-давно назревшей воспринималась необходимость освобождения народа от крепостной зависимо­сти. Здесь переплелись и нравственный, и экономический, и социальный аспекты; с каждым годом узел затягивался все туже, груз нерешенных проблем становился все тяжелее — и тормозил развитие страны,

Борьба за обездоленных — эта гуманная цель придавала всей жизни высокое значение, осознание грандиозности со­вершаемого вносило ощущение полноты бытия и счастья. «Новые люди», демократы — целое поколение — ощутили историческое предназначение. Они были бесконечно рады са­мой возможности что-то сделать для своего народа: необходи­мость трудиться на благо нации они ощущали как счастье. Их призвали, они почувствовали востребованность. Главным и единственным для них становится служение, которое заби­рает человека целиком, не оставляя времени и сил на част­ную, обычную человеческую жизнь.

В литературе на место «лишнего человека», «страдающего эгоиста» приходит человек поступка, делающий жизнь собствен­ными руками, творящий ее. Он зависит не от сложившихся помимо его воли исторических обстоятельств, а только от само­го себя. Это дает ему огромную свободу, но в то же время нала­гает огромную ответственность за все, что происходит вокруг.

Такой идеал избрал Некрасов. Он был человеком одержи­мым и страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника — и это стало его «пожизненным амплуа». Лирика Некрасова — особая, непри­вычная для современного читателя, часто не любимая им. Это понятно и даже вполне естественно. Ведь в лирике принято по­стоянно искать поэтических откровений, описания душевных переживаний, но никак не социологических экскурсов в тяже­лый народный быт. Некрасов был блистательным лириком, ав­тором замечательных любовных элегий, но в его читательской судьбе роковую роль сыграла школьная программа, которая в угоду царствовавшей идеологии поставила его в один ряд с по- этами-«революционерами» вроде Демьяна Бедного, «по соци­альному заказу» рифмовавшему партийные лозунги.

Некрасов, как и Пушки, явился в свое время новатором в области поэтического содержания и формы. Он расширил гра­ницы поэзии, посчитав, что ее объектом может стать любой предмет, любое чувство или ощущение. Среди его современ­ников не было равнодушных читателей. И признавая приори­тетность социальной темы для творчества Некрасова мы не можем не видеть, что это лишь одно из направлений его твор­чества: главное, но не единственное.

Истинный талант открывает всегда нечто новое в привычном мире наших чувств, мыслей, взаимоотношений с людьми и при­родой. Некрасов своим творчеством стремится не только поста­вить знак социального равенства между благополучными и уни­женными, но и открыть людям глаза на всю глубину униженно­сти крестьянства; утверждал, что каждый элемент народного бытия куда достойней поэтического слова, чем традиционные объекты литературы. И поэтому так огромно влияние Некрасо­ва на русскую культуру XIX и особенно начала XX веков — его темы нашли отзвук в творчестве многих наших поэтов.