Вопросы чести в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». А вот еще один пример неординарного подхода Пушкина к своим произведениям: в повести «Капитанская дочка» речь идет в основном о приключениях, выпавших на долю молодого офицера Гринева, именно он и его поступки в первую очередь интересуют автора, а названа повесть по имени явно не главной героини Маши Мироновой. Вопрос чести за­нимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности ни­когда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к про­блеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из цен­тральных в великой русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере по­вести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный ге­рой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспи­тание. Ему было с кого брать пример. Пушкин на первых страницах повести устами Савельича знакомит читателей с нравственными уста­новками рода Гриневых. «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяница­ми не бывали, о матушке и говорить нечего… « Такими словами воспи­тывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впер­вые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от рас­чета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмот­ря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин во всем противоложен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный.

Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесе­нии удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.

Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присяу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был  даже образованнее Гринева. Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чте­нию. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравствен­ные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помило­ван Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чув­ства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне по­казалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша бла­годаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных пла­нов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему по­нять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Молодой Гринев имел влияние даже на самого Пугачева. Так, ата­ман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, пи­тающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пуга­чев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не на­зывать имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситу­ации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императри­це. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости все­гда легче добиться правды. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на каз­ни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.