В чем заключается конфликт комедии. По мнению В. Г. Белинского, «Горе от ума» — это благороднейшее создание гениального человека. Это поистине бессмертное произведение.

В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул все, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фаму­сова он восстанавливает против себя всех собравших­ся, потому что сосуществование его с «московскими» невозможно. Общество, почувствовав это, отвергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразре­шенными.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, про­истекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свой­ства делают его для окружающих «чудаком», «стран­ным человеком», а потом — просто безумцем.

Чацкий рвется к «свободной жизни», «к заняти­ям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам». Трагедия Чацкого — это трагедия «ума, алчущего познаний». Комедия дает Чацкому только «мильон терзаний». Он находится среди людей, кото­рые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражен тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет, более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема.