В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горь­кого выделила рассказ «Старуха Изергиль» как самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изер­гиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и о Данко. Перед нами не­сколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стре­миться прожить свободную, богатую приключениями жизнь?

Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом», и юноша — «бледный и хруп­кий цветок востока, отравленный поцелуями». Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

На мой взгляд, Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказ­ках, а в реальном — может сочетаться и плохое, и хорошее. Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого или подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто от­вергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто- то может возразить, чго именно в этом и заключается под линная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть, «сохранить себя целым». Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жиз­нью». Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая вза­мен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: «похищал скот, де­вушек — все, что хотел» и при этом был вольным, как птица. Тогда по­чему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и «в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»? По- видимому, тому, кто «кроме себя не видит ничего», трудно быть счаст­ливым и достойно пройти жизненный путь.

Безусловно романтическим антиподом Ларры является Данко — сме­лый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перей­ти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: «Ив степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы при­таившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что- то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень стран­ные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное». Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен, как внешне, так и внутренне: «Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в глазах его светилось много силы и живого огня»

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости тол­пы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют чело­веческий облик: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жа­лость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. «Что сделаю я для людей?» -сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям… » Пылающее сердце Данко — это символ жер­твенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется «осторожный человек», который, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… »

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается автор­ская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляются «осторожному че­ловеку», наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный нравственный кризис?

Легенда о Данко — это духовная гипербола, и великие подвиги не каждому по плечу. Но даже если мы будем стараться стать добрее, отзыв­чивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменит­ся к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, мож­но назвать прекрасной и имеющей смысл.