Страдание и боль — признак великого сердца.

Ф. М. Достоевский

В чем смысл финала комедии. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816—1824), когда молодые люди типа Чацкого не­сли в общество новые идеи, настроения.

Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Такова сила подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, мо­жет быть, впервые в русской литературе удалось со­здать действительно реалистический образ положи­тельного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он че­ловек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу», — говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохра­нить душевное равновесие и хладнокровие, способ­ность влюбляться безоглядно не дает ему возможнос­ти видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому — это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад», — писал Пушкин в стихотворении «Призна­ние». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты? Как они привлека­тельны.

Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.

В монологах и репликах Чацкого, во всех его пос­тупках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жиз­ни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности — вот мотив времени и комедии Грибоедо­ва. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его еди­номышленники стремятся к «искусствам творчес­ким, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвы­шенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободны­ми и равными.

Стремление Чацкого — служить Отечеству, делу, а не лицам. Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угод­ничество, низкопоклонство.

И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умерен­ность и аккуратность», их мечта — «забрать все кни­ги бы да сжечь ».

Итак, в центре комедии — конфликт между «од­ним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедо­ва) и консервативным большинством.

Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, по­казал тяжкую участь молодого прогрессивного чело­века в обществе.

Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жиз­ни.

Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумас­шествии. Вот парадокс: единственный здравомысля­щие человек объявлен безумцем!

” Так! Отрезвился я сполна!” — восклицает Чац­ким и конце пьесы. Что же это — поражение или про­зрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав И. А. Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

Гончаров считает, что роль всех Чацких — «стра­дательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.