«УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ». Этот роман относится к наиболее сложным произведениям русской литературы и занимает особое место в творчестве Дос­тоевского, Повествование ведется неспешно, неторопливо, но оно держит нас в постоянном напряжении. Достоевский никог­да раньше не изображал так широко страшную картину жизни людей в России середины XIX века, нищету и страдания обез­доленных. В этот период многие были разочарованы, загнаны в угол, подавлены собственным бессилием и бесправием.

События происходят в Петербурге. В этом городе невоз­можно жить; он бесчеловечен. Достойные люди живут в ни­щете и бедствии, а глупцы и мерзавцы пользуются всеми благами жизни. Какой бы дом ни описывал писатель, мы не видим в нем человеческого очага, эти дома и смутно не напо­минают человеческое жилье. Раскольников живет в жутком «гробу», Соня — в уродливом «сарае», Мармеладов обитает в «прохладном углу», и в отдельном номере, «душном и тес­ном», проводит свою последнюю ночь перед самоубийством

Свидригайлов. Уличные девицы, нищие, бездомные дети, трактирные завсегдатаи, ищущие в вине минутного забве­ния от тоски — вот атмосфера стольного города, атмосфера тупика и безысходности. Изможденная женщина бросается в воду канала. Не имея возможности зарабатывать честно, Соня Мармеладова идет на панель. Мать согласна отдать свою шестнадцатилетнюю дочь за старого развратника. Эти и дру­гие подобные сцены раскрывают повседневную трагическую жизнь народа.

Писатель заставляет нас заглянуть в бездну — «угол» се­мьи Мармеладовых. Глава семейства смешон и жалок, но это человек трагической судьбы. Мармеладов говорит: «Некуда идти человеку, а ведь это надобно». В этом изречении и за­ключается суть жизненной драмы Мармеладова, Что же ос­тается ему? Погибнуть? И гибель его неизбежна. Но в стра­даниях своих близких Мармеладов виноват и сам. Человек украл последний грош у своих голодных детей. Можно ли его пожалеть? Да, автор подсказывает нам, что можно и нуж­но жалеть недостойного жалости. Мармеладов страдает и ему невозможно не сочувствовать. Он любит и жертвует, он со­хранил в себе человека.

В таком мире «униженных и оскорбленных» живут герои Достоевского. Трагизм их положения заключается в невоз­можности найти какой-либо выход, если жить в этом обще­стве и принимать его законы. Человеку в таком обществе жить невозможно! Это главный вывод романа,