УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ В РОМАНЕ. Роман «Преступление и наказание» занимает особое месте в творчестве Достоевского. Никогда раньше писатель так ши­роко не изображал нищету и страдания обездоленных.События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможна быть: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадает не к человеческому очагу, не к человеческому жилью. Ведь жутко жить не только в «гробу», который сни­мает Раскольников, но и в уродливом «сарае» Сони и в «про­хладном углу», где обитает Мармеладов, и в отдельном но­мере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов. Этот город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактир­ных завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвенья от тоски. Атмосфера Петербурга — атмосфера тупика и безыс­ходности. Во? женщина с желтым лицом и впавшими гла­зами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: «До чертиков допилась, батюшки, до чертиков… Удавиться тоже хотела, с веревки сняли», и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходно­сти. Соня Мармеладова, не имеющая возможности зарабо­тать честным трудом, преступает нравственные законы: идет на панель. С виду благоразумная мать, у которой муж-ин­валид и два малолетних племянника на руках, согласна отдать свою шестнадцатилетнюю дочь за старого разврат­ника. Через весь роман проходят подобные сцены, раскры­вая повседневную трагическую жизнь народа.«Петербургские углы» описаны Достоевским с почти нату­ралистической точностью. Писатель заставляет нас заглянуть один из «углов» столицы — семью Мармеладовых, и ему открывается бездна. Мармеладов,., Смешон, жалок и отвратителен этот оборванец с его витиеватой речью, солидной чинов­ничьей осанкой, шут, своим «ораторством» потешающий ка­бацких завсегдатаев. Но этот «забавник» — человек подлинно трагической судьбы Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов скажет: «Некуда идти человеку, а ведь это надоб­но». Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в яс­ном сознании, что некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно — погибнуть, и он гибнет, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармела­дов. Он остро осознает свою виновность; «А разве сердце у меня не болит., что я пресмыкаюсь втуне?»
Можно ли жалеть человека, укравшего последний у своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жа­леть недостойного жалости, испытывать сострадание к не­достойному сострадания, Мармеладову невозможно не со­чувствовать, потому что он страдает, ибо «он все это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком.
Таков мир, в котором живут герои Достоевского, мир «уни­женных и оскорбленных», «погибших и погибающих»; Тра­гизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и осознании этого тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна и находятся в состоянии приговоренных к смерти. Всем содержанием романа Достоев­ский показывает полную невозможность найти какой-либо достойный выход, если оставаться в этом обществе, прини­мать его законы; жить в таком обществе человеку невозмож­но! Это главный вывод из романа.