Уездный город и его обитатели. Комедия “Ревизор” — первое “большое сочинение” Н. В. Гоголя. Великий сатирик считал, что “если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего”. И Гоголю прекрасно удалось справиться с этой непростой задачей.

На самом деле Гоголь мало чего “придумал” в своей комедии. Прототипы образцов основных персонажей — чиновник, люди, стоящие у власти, — всегда были перед глазами у писателя. Характеры, манера речи, жизненные установки героев непосредственно взяты из жизни.
Действие в комедии разворачивается в небольшом уездном городке, откуда “хоть три года скачи, ни до
одного государства не доедешь”. Этот городишко сам — маленькое государство, жизнью которого управляет группа чиновников, стоящих у власти, Что же это за люди? Перелистывая страницы комедии, мы понимаем, что они — взяточники, казнокрады, лжецы, беспринципные приспособленцы. Эти чиновники знают, что’ от их действий и решений зависит судьба множества горожан, но думают и беспокоятся они только о себе. Страх перед приезжающим в город ревизором, имеющим “секретные предпи- – сания”, сплачивает власть имущих в единый организм, несмотря на то, что они всегда были невысоко мнения друг о друге и работали по принципу “не мешай, но и не помогай другому”.
За очень короткий период наблюдения за жизнью и отношениями чиновников перед нами во всем своем безобразии раскрываются их бесчестные и ограниченные натуры.
Городничий Сквозник-Дмухановский — самый главный человек в городе. Он грубый и изворотливый, но по-своему неглуп. Очень дорожит городничий своим служебным положением, поскольку оно приносит ему доход, дает власть. Сквозник-Дмухановский жаден, он, как и остальные чиновники, никогда не упустит того, что плывет ему в руки. Любовь к наживе и жадность городничего не знают границ: он обирает купцов, тратит казенные деньги на собственные нужды. Однако за свои проступки он не чувствует вины. “Нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов”, — твердо уверен городничий.
Власть других чиновников города более ограниченна и узка, но во всем остальном они очень похожи на городничего.
Судья Ляпкин-Тяпкин, как это видно из фамилии, выполняет свои- обязанности спустя рукава. Редко заглядывает он в судебные дела, поскольку является страстным любителем псовой охоты. Он тоже без зазрения совести берет взятки, но борзыми щенками, поэтому уверен в своей честности: “Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело”.
Попечитель богоугодных заведений Земляника — суетливый и услужливый человек, плут, проныра и к тому же доносчик. Люди, попавшие в больницу, которой ведает Земляника, ходят грязные и голодные. Да и не лечит Земляника своих больных, считая, что “человек простой: если умрет, он и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Поэтому-то люди в больнице “мрут, как мухи”.
Хлопов, смотритель училищ, жутко боится всевозможных ревизий и выговоров на свой счет. Он робок, боязлив, у него всегда найдется повод для жалоб по своей части. Однако и этот жалкий человек изыскивает возможность злоупотребления служебным положениям.
Чрезвычайно глуп и ограничен почтмейстер Шпекин. На объявление о приезде ревизора он заявляет: “А что я думаю? война с турками будет”. Это человек, лишенный нравственных принципов: удовлетворяя мелочное любопытство, он распечатывает и читает чужие письма, делая это “с наслаждением”.
Такими предстают перед нами образы “столпов города”. Эти люди не хотят и не умеют работать честно и по совести. Приезд ревизора всколыхнул и объединил весь город, но я думаю, что это ненадолго, ведь и с проверяющими они общаются на том языке, который им известен — чиноугодничеетво, взятки и посулы.
Заслуга Гоголя в том, что ему удалось в короткой комедии показать драматичную, но реальную жизнь, быт и нравы чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века. “Собрав в одну кучу все дурное в России”, Гоголь позволил нам от души посмеяться над карьеризмом, воровством, взяточничеством, беспринципностью и ограниченностью. Созданные Гоголем образы настолько реалистичны и жизненны, что продолжают волновать нас и сегодня.