ТРАГЕДИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА. Большинство творений Федора Достоевского — необычайно сложные произведения русской литературы, в которых автор про­водит скрупулезные психологические изыскания. Достоевский глубоко убежден, что исключительно нравственное перерожде­ние человека сможет изменить мир. В романе остро ставится про­блема ответственности человека за содеянное преступление не только перед законом, но и, что самое главное, перед собой, перед своей совестью. Достоевский заставляет своего героя, Родиона Раскольникова, мучиться, страдать этими вопросами вопросов.

Молодой человек из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, не способный оплатить учебу, — таков наш главный герой. Его тесная коморка похо­жа на гриб или шкаф, из ее окон он имеет возможность посто­янно наблюдать за жизнью петербургской бедноты. Расколь­ников страдает от голода, его угнетают унижения, которым подвергаются мать и сестра. Раскольников умен, горд, он по­лон сознания собственной исключительности. Но его личные невзгоды и тягости его близких — не основная причина чудо­вищного преступления. «Если бы я из-за того убил, что голо­ден был… то я бы теперь… счастлив был», — искренне говорит Раскольников после содеянного. А ведь незадолго до убийства он пишет статью, в которой исследует «психологическое состо­яние человека после преступления». Совершенно разумно он объясняет это состояние — помрачение ума, распад воли, нело­гичность поступков. Это, по его мнению, похоже на болезнь. Не обошел вниманием в статье Родион и «преступление по со­вести». Существуют два разряда людей: одни никогда не нару­шают установленный порядок, другие :— дерзко непокорны общепринятым нормам морали. Таковы «властелины судьбы», которые достигают своих желанных целей через зло, насилие и преступления. Это Магометы и Наполеоны, герои истории. Из этой теории логически следуют вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Непосредственно перед убийством Раскольников встреча­ется с трагедиями жизни и убеждается в справедливости «убий­ства по совести». Он слушает рассказ Мармеладова о жертве семнадцатилетней дочери во имя спасения семьи. А письмо матери о сестре Дуне ужасает его тем, что и в их семье может повториться судьба Сонечки Мармеладовой.

И Раскольников совершает «справедливое убийство », что­бы деньгами старухи-процентщицы спасти тысячи унижен­ных и оскорбленных. А еще ему важно определить, к какому разряду людей относится он сам,

Итак, план удался. Но результат получился неожиданный. Героя Достоевского не покидает чувство, будто он отрезал от себя других людей. Ведь топор другого Раскольникова может обрушиться на головы Сони, Дуни, матери — «обыкновенных людей». Лопнула теория Раскольникова; жизнь всегда богаче любой теории о «Двух разрядах», «вшах», сверхлюдях. Пре­ступную идею Раскольникова опровергает сама жизнь,

И носителями красоты и нравственности для него становятся люди, отрицающие зло, насилие и преступление; люди, которые при любых обстоятельствах верят в человека и торжество жизни.

Кто же поможет им? Всю жизнь писатель пытался найти пути к свободе людей. Однако, увы, безуспешно, но надеялся, что Раскольников облегчит другим поиски в «царстве света и мысли». Он предостерегает нас от ошибок, Достоевский глу­боко убежден, что «мир спасет Красота», Не правда ли, эта мысль интересна и актуальна и сегодня. Нравственный чело­век найдет выход из любого жизненного угла, И когда люди будут любить друг друга, наступит «золотой век»,