ТРАГЕДИЯ ЛАРИСЫ ОГУДАЛОВОЙ. Есть в русской литературе женские образы, ставшие во­площением страстных и неординарных натур. Таковы Та­тьяна Ларина и Катерина Кабанова. Есть некрасовские монументальные образы: «коня на скаку остановит, в го­рящую избу войдет…». Есть слабый, едва распустивший­ся цветок «тургеневской женщины». Есть, наконец, Ната­ша Ростова — шаловливый ребенок, жаждущий любви. Все они — яркие и запоминающиеся. И есть среди них Лариса Огудалова — «бесприданница», «чайка» (еще до Чехова!), живая и мятущаяся душа. Она не просто героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница». Она — наша современ­ница. Столкнувшись с миром, где все (или почти все) оп­ределяют деньги, где все можно купить и продать, Лариса (Чайка — по-гречески, и это не случайно) умирает.

В чем же причина ее гибели?

В вопиющем несоответствии: у человека есть деньги, бо­гатство, положение в обществе, но нет души. Его любит жен­щина чудная, страстная (больная своей страстью), чуткая, с бо­лезненно выраженным стремлением к взаимности,— словом женщина с душою богатою, неординарною,— и что же? Она — любит, он — развлекается, она — сгорает, а он…

Как же могло случиться такое? Очень просто. Неопытную девушку привлекал внешний блеск, умение «стильно» тра­тить деньги, обилие всевозможных похождений, смелое об­ращение (без тени смущения или преклонения, как, напри­мер, у Карандышева),— словом, для Ларисы Паратов стал идеалом благодаря «золотому» правилу: «Чем меньше жен­щину мы любим, тем больше нравимся мы ей». Это, конеч­но, трагедия не одной Ларисы. Но если человек любит вот [гак, как она, с надрывом, отдавая душу, то такая любовь Неизменно заканчивается трагически.

Карандышев не был и не мог быть выходом из тупи­ка: слишком сильно Лариса его унизила, и принять от него ^спасение» невозможно точно так же, как уехать с Кнуро­вым (одна фамилия чего стоит!) в Париж.

Унизительную сцену розыгрыша в орлянку Паратов на­блюдает спокойно, а что же «спаситель»? От Ларисы отсту­пились все, и смерть, только смерть — самое безболезненное, что можно предложить. И она благодарит Карандышева за этот выход, потому что сама бы на него не решилась.

Эта любовь могла бы быть вполне счастливой (если бы вооб­ще состоялась), но с одним маленьким условием: Лариса Огу- далова должна быть богатой невестой, а она — бесприданница. О, Паратов отдал бы ей все, будь у нее… деньги! Да и сама Лариса смотрела бы на своего избранника по-другому, воз­можно, более трезво. Смерть — закономерное окончание столь неравной любви. Чайка-Лариса погибает, познав ложь и несправедливость, разочарование и отчаяние. Недаром фильм, снятый по «Бесприданнице», называется «Жесто­кий романс».

Читая пьесу, думаешь: «Это о нас. О нашем дне». Слиш­ком много паратовых, слишком мало ларис. Люди разучи­лись любить, и основой любых отношений являются деньги. Но сколько же исковеркано судеб, сколько разбито сердец! И хочется верить, что мир не будет жесток к великой и бес­корыстной любви так, как он был жесток к Ларисе Огуда- ловой. Хочется верить…