ТОЛСТОЙ —ЭТО ЦЕЛЫЙ МИР. Во все времена поиск истины был главным мерилом че­ловеческих ценностей. Вопрос «Что есть истина?» родился за много лет до появления легенды о Христе и Понтии Пи­лате и не умрет, пока живо. человечество. И пока он сущес­твует,

каждый человек по-своему пытается ответить на него. Но человеку свойственно ошибаться. И если он вовремя не поймет своей ошибки, то это может стать для него величай­шей трагедией. А если этот человек имеет власть над сотня­ми других людей? Последствия одного только ошибочного шага могут быть непредсказуемы. Сознавая свою ответствен­ность перед другими, человек ищет, мечется, находит исти­ну: в любви ли, в милосердии, в «осчастливливании других людей», а иногда и в звериной жестокости.

Мир человеческий слишком сложен, чтобы его мог изоб­разить один, пусть даже и гениальнейший, писатель. Льву Николаевичу Толстому это удалось. Всю жизнь он искал ис­тину, понимая, что за один неверный шаг он понесет трой­ное наказание: ведь он не только писатель, но и мыслитель, и человек, именно потому, что Толстой сам жил в атмосфе­ре напряженного нравственного поиска, ему удалось очень правдиво изобразить этот поиск в своих книгах.

Каких только проблем не решают его герои!

Андрей Болконский из «Войны и мира», например, ни­как не может найти свое место в жизни. Он едко-ироничен, этот Болконский. Он слишком скептичен, скептицизм ме­шает ему видеть вещи в истинном их бвете. Но приходит большая любовь, вслед за ней жестокая измена и страшная в своей нелепости (ведь умирает молодой человек, едва начав­ший жить по-настоящему!) смерть. И к князю Андрею вдруг в последний момент приходит чувство «божеской», всепро­щающей любви к людям. В последние дни жизни ему вдруг открывается истина: надо просто любить людей, и тогда бу­дешь счастлив.

Эта истина проходит сквозь все произведения Толсто­го. И не важно, кто любящая натура: Пьер Безухов или Анна Каренина, они счастливы, пока верят людям и лю­бят их. Но тот, кто сильно любит, обречен на большие стра­дания и потери. И это еще раз доказывает Толстой своим романом «Анна Каренина». Чисто человеческие проблемы вдруг приносят Анне Карениной большие страдания. Пор­вав с мужем, она не может вычеркнуть из своей души ре­бенка. Родительская любовь оказывается сильнее женской любви, и Анна в конце концов не выдерживает напряже­ния. Она гибнет.

Несмотря на всю симпатию, с которой изображена Каре­нина в романе, Толстой осуждает ее в неверности мужу: хотя понимает, что человеку с тонкой, нежной душой, любящей и жаждущей любви, «в безлюбье» жить невозможно.

Люди, окружающие Анну, оказываются холодными, рас­четливыми и жестокими эгоистами. Нажива, продвижение по службе, награды — вот то, что составляет смысл их жиз­ни. Они не могут и не хотят думать. Они желают урвать от жизни кусок получше. И, разумеется, когда они обретут власть, ничто для них не станет помехой, они смогут «пе­реступить через кровь» многих сотен людей, как это дела­ли Наполеон й Александр I. Или хотя бы жениться по рас­чету, как Борис Друбецкой из «Войны и мира». В этом же произведении гусарский полковник Богданыч посылает лю­дей под огонь неприятеля, на верную смерть, чтобы полу­чить очередную награду.

Но бескорыстие и честность — качества, без которых не может прожить человек, как не может он без любви к роди­не. Буян и бретер Долохов, помогавший Анатолию Кураги- ну, когда тот задумал похитить Наташу Ростову, оказывается не только нежным сыном и братом, содержащим семью, но и патриотом, готовым пожертвовать жизнью, чтобы освобо­дить Родину от захватчиков. Так причудливо переплетаются в человеке «благородство и подлость, отвага и страх»!

И люди истинно благородные всегда выступают против на­силия, против войны. Толстой скептически относился к идее вечного мира, он не верил, что когда-нибудь такой мир будет возможен. Он только пытался по-своему спасти мир от ужа­сов войны. И создал теорию непротивления злу насилием.

Толстой — мастер деталей, для него не существует мело­чей в изображении движений человеческой души. Именно по­этому переживания его героев так глубоки и.искренни, что^ читая о них, невольно переживаешь вместе с героями и отча­яние, и радость, и вдохновение, и любовь. «Писать надо так, чтобы всякий раз, что макаешь перо, оставлять в черниль­нице кусок мяса». В этом высказывании Толстого — секрет неповторимого обаяния и глубокого реализма его произведе­ний. И именно поэтому можно утверждать вслед за М. Горь­ким, что «Толстой — это целый’мир».