ТЕМА РОДИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств» которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не по-святил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это — одна из вечных тем в отечественной и мировой литера-туре. Огромный литературный материал, связанный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в это со-чиненно, поэтому я хочу коснуться творчества лишь некоторых писателей и поэтов. Нельзя не начать с такого величай-шего памятника древнерусской литературы, как «Слово о полку Игореве». К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора «Слова». Он гово-ит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках» горах, степи, городах и селах. Но Русская земля для автора «Слова» — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев «за землю Русскую». Его воины — это «русичи», русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с Русской землей, и автор восклицает: «О Русская земля! Ты уже за холмом».
Эта идея патриотизма характерна и для поэтического твор-чества нашего великого соотечественника М. В. Ломоносова. Родиьа, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природ-ные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость ве-ликого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «рос-сийских колумбов», великих деятелей культуры. В связи с этой темой ставится в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. В знаменитой оде «На день восшествия…» поэт прославляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за создание могучей армии и флота, за распространение наук. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,
Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
Тема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с жроблемой свободы народа. В стихотворении «Деревня», рисуя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.
В дружеском послании «К Чаадаеву» звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить «души прекрасные порывы».
Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее при-роду, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину — значит бороться за ее свободу» ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине — тема таких стихотворений Лермонтова, как «Жалобы турка», «Поле Бородина» «Бородино», «Два великана». Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении «Родина», созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет «странной», потому что он любит в своей стране народ, при¬роду, но ненавидит «страну господ». Эта идея любви-ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гоголя и Некрасова. Герои «Ревизора», «Мертвых душ» — это персонажи, которые могут вызывать только чувство неприязни, хотя и показывают наших соотечественников. Но не они составляют гордость Рос¬сии, ее душу, ее будущее. Этим «мертвым душам» противопос¬тавлен образ Руси как «птицы-тройки». В этом романтическом образе выражены и любовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Гоголю неясны пути дальнейшего развития своей Родины. Он пишет: «Русь! Куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа!». Но в одном он был убежден — в будущем величии русского народа.
Чувство пламенной любви к Родине пронизывает все творчество Некрасова:
Не небесам чужой Отчизны —
Я песни Родине слагал! —
заявляет поэт в стихотворении «Тишина». Поэт любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью, и этот образ проходит через все его творчество. «Родина-мать! Я душою смирился, лю-бящим сердцем к тебе возвратился»; «Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким!»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» — с такими словами обращался поэт к Родине на протяжении всего творчества. В творчестве Некрасова слова «любовь к Родине» по¬стоянно соединялись со словами «гнев» и «ненависть».
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит Отчизны своей, —
писал он.
Много замечательных строк посвящены Родине в произве-дениях Л. Толстого, Чернышевского, Чехова, Салтыкова- Щедрина, Блока, Есенина, Маяковского, Шолохова, Твардовского. Но мне хочется завершить это сочинение памятными строчками Ф. Тютчева;
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.