Тема родины и природы. Вера в свет, в красоту жизни, в человека, в одушевляющий гумани­стический пафос — главное в творчестве Есенина. Тема родины — наи­главнейшая. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константино­во поэт уехал совсем молодым, жил и в Москве, и в Петербурге, и за границей. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней теплоту воспоминаний, которая их отличает.

В ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Вот, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная…» С самого начала Русь здесь предстается как нечто святое, клю­чевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина — это и мир убо­гих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты — русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года- начала войны: деревня кажется ему невестой, покину­той милым и ожидающей от него вестей с поля боя.

Только ведь родная деревня и Россия — это нечто единое. Родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литератур­ные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Позднее в его поэзии стали появляться «мрачные» стихи — это со­здавало остроту контрастов. Порой стихи поэта обретали ноту щемящей грусти, в них возникало чувство неприкаянности, их лирический герой странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забы­тый. И единственное, что оставалось неизменным, что сохраняло веч­ную ценность — это природа и Россия:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам…

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

С.  Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — война, революция, снова война — теперь уже гражданская. Переломный для России год — 1917 — поэт встретил с надеждами на обновление, на сча­стливый поворот в крестьянской доле. В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Родная земля наделила поэта народной мудростью. Его чувства и на­строения этого времени очень сложны и противоречивы — это и надеж­ды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкнове­ния природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушаю­щего ее гармонию — звучит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сороко­усте» вечная тема противостояния природы и разума, технического про­гресса сливается с размышлениями о судьбах России.

Хотя считается, что Есенин, как и Маяковский, принял революцию тема родины в этот период насыщена нелегкими думами о месте по­эта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый «Капитал» — Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна». Это тем более гру­стно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам». Поэтому так горестно звучат его строки:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

С.  Есенин не отказывается от своего поэтического призвания он пишет:

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтичес­кой миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важных для понимания творчества поэта, стало стихотворение «Спит ковыль»:

Спит ковыль.

Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой ли­рике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Тема родины в поэзии С. Есенина раз­вивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным вре­менем перемен и переломов авторской позиции. «Все встречаю, все при­емлю…» — это он писал и о своей любви к природе.