ТЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЗА СВОЮ СУДЬБУ. Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире про­заиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но ис­кусство этого столетия неотделимо от его имени.Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для лю­дей всех стран и континентов. Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, единственный в своем Р°Де друг Когда Чехов умер, Лев Толстой сказал: «…Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще, А это главное».

И как человеку, и как писателю А, П. Чехову были ненави­стны и чужды пошлость, обывательщина) равнодушие ко всем вопросам, волнующим человечество, паразитизм. Красной ли­нией в творчестве Чехова проходят обличение пошлости рус­ской жизни, духовный и нравственный выбор героя, ответствен­ность человека за свою судьбу. Это о Чехове говорил Горький: Его врагом была пошлость. Он всю жизнь боролся с нею».

Тема нравственного выбора, ответственности человека за свою судьбу связана для Чехова с темой пошлости и обыва­тельщины. В своих произведениях писатель исследует и ана­лизирует жизнь человека, пытаясь показать, как уродливая среда обитания меняет взгляды, убеждения и жизнь челове­ка. А. П. Чехов глубоко убежден, что каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор. Герои многих рас­сказов Чехова сдаются, попав в атмосферу мещанства, пере­стают бороться и действовать. Однако Чехов убежден: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».

Примером бездействия может служить доктор Дмитрий Ионыч Старцев. Молодой трудолюбивый земский врач, имеющий свои идеалы, тонко чувствующий красоту природы, попадает в среду города С., знакомится с семьей Туркиных, «по мнению местных жителей, самой образованной и талантливой». Однако среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам уездного города С. И все, что казалось Старцеву забавным и интересным, что восхищало его, через четыре года «раздражает его своей тупо­стью и сытостью». Он, ненавидящий ложь, лицемерие и все, что характеризует обывательщину как порок общества, вынужден был жить по законам общества уездного города С. , смиряется с обы­вательщиной и становится ее частью. Он уже не отличается от обитателей города. Он уже не похож на самого себя четыре года спустя. Среда изменила его полностью, а из-за своем духовной слабости герой не Способен сопротивляться этому. Свой выбор он сделал сам, обывательскую жизнь он предпочел жизни чистой, свебодной, смелой. А ведь все могло быть иначе.

«Ионыч» — один из рассказов писателя, предостерегаю­щий и напоминающий нам о том, что наша судьба в наших руках, мы в ответе за то, что будет в нашей жизни, нужно всегда беречь в себе человека.