Тема любви в творчестве А. С. Пушкина. Любовь наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красоч­ной. Это — самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство. С любовью приходит и поэтическое вдохновение. Проникновенно и стра­стно писал о любви А. С. Пушкин. Читая его стихи, ставшие поистине шедеврами любовной лирики, понимаешь, что такие строки могут выйти из-под пера только человека, который сам пережил глубокие чувства. Примером этого может служить стихотворение «Я помню чудное мгно­венье…», посвященное первой встрече в доме Олениных с Анной Керн. Пушкин передал ей это стихотворение, когда Анна Петровна собиралась уезжать в Ригу. Каждая строчка этого трогательного произведения на­полнена искренностью и мыслями поэта о том, что любовь для него — не просто наслаждение и радость, но и живительный источник вдохно­вения — творческой и жизненной энергии. Когда возлюбленная поки­дает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают краски, запахи, зву­ки, она становится унылой:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Таким настроением проникнуто стихотворение «Я вас любил…». Впервые в русской литературе любящий поэт готов отка­заться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной. Пушкин бла­гословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, — «Та­лисман», «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо» — посвя­щены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пущ- кип познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На про­щание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистичес­ких знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно это­му перстню Пушкин посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меня, мой талисман». Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:

В бурю, в грозный ураган,

Головы твоей, мой милый,

Не спасет мой талисман.

В стихотворении «Храни меня, мой талисман» более серьезно отно­сится к талисману:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Позже, будучи в Михайловском, Пушкин часто получал письма, за­печатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елиза­вета Ксавсрьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решить­ся сделать этого, так как письма возлюбленной — это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена. Это событие Пушкин описывает в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г.):

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит…

О провиденье! Свершилось!

Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют…

Грудь моя стеснилась.

В конце жизни отношение Пушкина к любви стало одухотворен­ным. Об этом свидетельствует стихотворение «Мадонна» (1830 г.), посвя­щенное будущей жене поэта — Наталье Гончаровой. Однажды в анти­кварной лавке Пушкин увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На ней была изображена Мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Женщина для него — «чистейшей прелести чистейший образец». Женщина является хранительницей домашнего очага, сим­волом материнства. Таким образом, мы видим, что отношение Пушки­на к любви менялось на протяжении всей его жизни, но одно остава­лось неизменным — его способность любить и быть благодарным за любовь. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь — как концентрирован­ное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется по сво­им законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни:

…и сердце вновь горит и любит- оттого,

Что не любить оно не может.

Именно любовь была побудительным мотивом творчества Пушки­на, вдохновляя его на создание необыкновенных по силе и лиричности произведений.

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искреннос­тью и силой характера. Но мне кажется, что идеалом женского очаро­вания являются именно «пушкинские девушки». Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки», Марья Гав­риловна из «Метели». Проходят годы, менябтся люди, общественные условия, эстетические принципы, но всегда будут в чести те душевные качества, которыми обладает «милый идеал» великого русского поэта А.С. Пушкина.