Тема любви в прозе А. Куприна Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к Рос­сии, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жиз­ни и сумел свой жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

Талантливый был писатель Александр Иванович Куприн. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая, многообразная картина русской жизни конца прошлого века и начала нынешнего.

« Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья»—эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелю­бец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви — эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

Не обошел эти темы и Куприн. С присущим ему высоким ху­дожественным вкусом, прекрасным языком, тонким понима­нием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал «Гранатовый браслет» — прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, люб­ви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн создает несколь­ко символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рас­сказа.

«В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойст­венны северному побережью Черного моря» — начало расска­за можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное из­менение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под «молодым месяцем» понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шейну, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне ре­альная картина. «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле». Где эта перемена и есть та самая возвы­шенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.

Следующим символом следует назвать княгиню Веру Нико­лаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: «…Вера пошла в мать, кра­савицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, сим­волизирует человека, достойнохно настоящей, «святой» любви.

Немалое значение отводит Куприн «тучному, высокому, се­ребряному старцу» — генералу Аносову. Именно ему пред­ставлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышления­ми о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Ва­силием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на кото­рую больше не способны мужчины». Генерал Аносов символи­зирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее лю­дям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более вось­ми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов, и о которой мечтает каждая женщина, — гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила его «покойная матушка», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он име­ет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщи­нам и охраняет от насильственной смерти… И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков — только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна — княгиня. Но это об­стоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отда­вая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: «.. .Ваш до смерти и после смерти покорный слуга».

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. «И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному «Пе Пе Же». Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Ано­сова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было — любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ста­вит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: «Я не виноват, Вера Никола­евна, что богу было угодно послать мне, как громадное сча­стье, любовь к Вам». Ц не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое!» И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека — гранатовый браслет.