Так кому же на Руси жить хорошо? Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в середине 70-х го­дов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народника, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. Но крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников. По­эма «Кому на Руси жить хорошо?» занимает центральное место в творче­стве Некрасова. Ома стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова разви­ты в поэме; заново осмыслены все волновавшие его проблемы.

Будучи человеком свободолюбивых взглядов, Некрасов делает цен­тральным героем поэмы народ. Он не только создал особый жанр соци­ально-философской поэмы, но и подчинил его задаче показать развива­ющуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать «по горячим следам», то есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Некрасов беско­нечно расширил первоначальный замысел.

Поэт изображает народ полно и широко. Поиски «счастливцев» на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий «счастье», «свобода», «честь», «покой», ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момен­та и увидеть будущее народа.

Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова до­полнительный, условный, метафорический смысл: он усиливает ощу­щение перемен в духовном мире крестьянина. Поэма, построена из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпи­зод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. Именно поэто­му лишь в последней главе появляется образ «народного заступника» Гриши Добросклонова — того, кто поведет людей на волю. Многими чертами Гриша напоминает Добролюбова. Он — борец за крестьянс­кие интересы, за всех «обиженных» и «униженных». Он хочет быть первым там, где … «трудно дышится, где горе слышится». Ему ненуж­но богатство и чужды заботы о личном благополучии.

Григорий — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.

Рать подымается

Сила в ней скажется

Неисчислимая, несокрушимая!

Авторская задача определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения. Некрасов многократно обращал­ся в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэма о народной жиз­ни целиком построена на фольклорной основе. В «Кому на Руси жить хорошо?» в той или иной степени «задействованы» все основные жан­ры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.

Литература обращается к фольклору, когда необходимо глубже про-, никнуть в суть народной морали; когда само произведение обращено не только к интеллигенции (основная часть читателей XIX века), но и к простому народу. Обе эти задачи ставил перед собою Некрасов в поэме ..Кому на Руси жить хорошо?»

Поэма по выражению Е.Евтушенко отличается «силой неизящности». Она написана языком, максимально приближенным к простонарод­ной речи. Стихотворную форму поэмы исследователи называют «гени­альной находкой» Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный раз­мер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, эле­менты народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует стран­ников); искусно воспроизвести задорные речи подвыпивших на ярмар­ке мужиков и выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздор­но-самодовольные рассуждения самодура-помещика.

Величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» Некра­сов отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл по­эмы. Красочные народные сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур — все это создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его персонажей.

Некрасов считал русский народ лучшей частью нации. Это подтвер­ждает появление мужиков — правдоискателей в поэме. Если в умах про­стых крестьян зарождаются вопросы о счастье, правде, то такая нация, такой народ достойны лучшей участи.