СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГО. Источником развития общества во все времена была не­удовлетворенность, неудовольствие людей собственной жиз­нью и общественными устоями. На пороге девятнадцатого века в России среди передовой дворянской молодежи неосознанно, постепенно начало ощущаться недовольство окружающей дей­ствительностью. Типичными представителями этого круга яв­ляются Евгений Онегин и Владимир Ленский — герои романа А. С, Пушкина «Евгений Онегин».

Главной общей чертой Онегина и Ленского является их не­удовлетворенность дворянским обществом, хотя они получили вос­питание типичное для дворян того времени. Оторванные от рус­ской культуры, воспитанные французскими гувернерами, они не имели сколь-нибудь серьезной цели в жизни, Поэтому скоро Оне­гин разочаровался в праздной суете света: «хоть он был повеса пылкий, но разлюбил он, наконец, и брань, и саблю, и свинец», к жизни «совсем охладел», Ленскому тоже были чужды светские интересы: «пиры не нравились ему, бежал он от беседы шумной».

В деревне, живя среди ограниченных, самодовольных по­мещиков и будучи выше окружающих по духовным запро­сам, они подружились, хотя и представляли собой противо­положные человеческие натуры. Онегин в лучшие годы впал в хандру, был «равнодушен ко всему». Ленский — натура лирическая, обладающая «вольнолюбивыми мечтаниями», всегда «восторженною речью», он был «поклонник Канта и поэт». Ленский считал поэзию своей стихией, в Онегине же Пушкин подчеркивает «резкий охлажденный ум».

У Ленского поэт отмечает любовь к природе, «благородное стремленье чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, уда­лых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда». У Оне­гина же по приезду в деревню «два дня казались ему новы уеди­ненные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья, на третий — роща, холмы его не занимали более», «труд упорный был ему тошен», и, когда он, «зевая, за перо взялся», у него ничего не вышло. Будучи от природы незаурядным чело­веком, Онегин не может ни к чему приложить себя в том обще­стве, в котором он вынужден жить, и сам страдает от этого.

В Онегине Пушкин выделяет умение разбираться в людях, критически относиться к ним. Он сразу же понял заурядность Ольги и с первого взгляда оценил своеобразие Татьяны, выделив ее из остальных. Ленского поэт показывает как человека, которо­му не достает знаний и понимания действительности. «Сердцем милый невежа», — так характеризует его Пушкин. Ленский иде­ализирует Ольгу, простую девушку. Ее поведение после бала при­нимает за измену. Это обстоятельство приводит к необоснованной дуэли и его гибели. Но если Ленский ведег себя в связи с дуэлью как сентиментальный юноша, непрактически относящийся к жизни; то Онегин, будучи трезво мыслящим человеком, «всем сердцем юношу любя», должен был проявить себя «мячиком пред­рассуждений.., но мужем с честью и умом». Но Онегин оказался ниже сознаваемых им предрассудков воспитавшего его общества, оказался эгоистом и, испугавшись «шепота, хохота глупцов», убил друга. Ложное понятие Онегина о дворянской чести толкнуло его на убийство Ленского. Белинский назвал Онегина страдающим эгоистом, эгоистом поневоле, так как его эгоизм обусловлен вос­питанием, которое он получил в дворянском обществе.

В образах Онегина и Ленского Пушкин показал характер­ный путь, внутреннюю жизнь целого слоя молодых людей России того времени. Более умные, более чуткие, более совест­ливые, они не смогли найти призвание в жизни и угасли.

Для нас сейчас, я имею в виду свое поколение, нисколько не легче найти призвание в жизни. В нынешнем обществе хаоса и беспорядка очень трудно не ошибиться, Мне кажется, что каждый человек предназначен сотворить в своей жизни нечто, оставить след, иначе зачем мы, люди, созданы?

Нужно об этом помнить всегда и стремиться к своему при­званию, Да, это трудно, может быть невозможно, но я попро­бую не отступиться.