Что такое — правда?

М. Горький

СПОР О ПРАВДЕ …Я боюсь, что однажды опять повторится печальная исто­рия: закостенев во лжи, гоня и презирая истину, мы выйдем на улицы городов с плакатами: «Правда — бог свободного человека!». И еще раз (уже в который?!) великие слова станут символом нашего ничтожества. Ибо сказано: «Не бывает про­рок без чести, разве только в отечестве своем…».

Я этого очень боюсь.

А пока мы ожесточенно спорим о правде, может быть, есть смысл перечитать давно прочитанное в школе? Заглянуть — уже без «помощи» критики — в старые книги и увидеть там новое, неизвестное?

Итак…

Много лет спорят между собой на сцене и на страницах учебника литературы о правде два горьковских героя — Лука и Сатин. И, разумеется, побеждает последний. Но, может быть, он не совсем прав? Мы взываем к милосердию, мы учимся жить в непростом мире — иначе мы погибнем. И стоит подумать кто сегодня нам ближе — беспощадный Са­тин или Лука?

«Ложь — религия рабов и хозяев…» А была ли ложь?, Был Лука, принесший утешение страдающей, больной женщине, Ну кто бы из нас на месте Анны захотел услышать: «Умирай поскорее!»? Кто не ждет сострадания, милосердия? Ведь у Анны была не просто физическая боль, а надломлен­ная, измученная душа. И в последние минуты жизни она на ­шла сострадание, утешение, Их дал Лука,

Утешительная ложь… Как за соломинку хватается за нее Актер.. Человек жив, пока есть надежда. И Актер надеется; Все будет хорошо, он вылечится, вернется на сцену,,. Начнется новая жизнь, она, по сути, уже начинается. , Но появляется Сатин с холодными, отрезвляющими словами, явно смеющий­ся над Актером. Страшный итог — еще одна загубленная жизнь. От чего погиб Актер? От правды Сатина или от лжи Лука? И снова — а была ли ложь? Было утешение, сочувствие, уча­стие, была надежда. А ложь?.. Что предпочтет каждый из нас: пусть иллюзорную, но надежду, или страшную, безыс­ходную, но правду?

«Вовремя человека пожалеть… хорошо бывает», Вовремя. Пока он не опустился в бездну неведения и отчаяния, Это — не уход 0т жизни, это ее спасение. Почему Клещ отвергает прав­ду? Почему проклинает ее? Не потому ли, что правда в том, что он — на самом «дне» жизни, и выхода отсюда не будет? Ведь человеку всегда свойственно стремиться к лучшему.

Почему, когда Пепел настойчиво требует от Луки правды, тот отвечает: «Она, правда-то, может, обух для тебя»? Прав­да — грозное оружие, с ней надо обращаться осторожно, она может ранить и убить, она может искалечить жизнь, Это по­нял Лука, это он пытается донести до нас,

А Сатин? Разве он не понимает этого? Понимает, Но… Он независим, он горд и в гордыне своей многого не видит, Он не знает и не хочет знать утешения. Он называет ложью муд­рость старика Луки. Сатин — максималист. Однако и он бу­дет нуждаться в утешении,

Лука и Сатин не могут существовать друг без друга. Они — части единого целого. И оба они правы, и оба они говорят правду. Мы часто больше нуждаемся в утешении, чем в жестокой правде, Но без права говорить правду человек не может быть по-настояще­му свободен. «Человек — вот правда!» И только ему подвластен любой выбор. «Он за все платит сам…». Человеку нужна надежда, не ложь ради лжи, не правда ради правды, а надежда, И только опираясь на это, человек может решить, что ему выбирать,