Современна ли сатира Маяковского? Своей сатирой Маяковский продолжает традиции Салтыкова- Щедрина. Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и не давая на них ответов. Можно ли сейчас однозначно судить о творчестве Маяковского? Трудно разобраться в своем времени, а что гово­рить о прошлом… Получается так, что у каждого времени своя правда.

Какое оно — время Маяковского? Удивительное. Время трагедий, разъединивших отцов и детей, время фантастических прогнозов, святой и наивной веры в человеческое братство, мир во всем мире: «Хоть раз бы увидеть, что вот, спокойный, живет человек…» Мы тоже хотим в это верить. Эта вера сближает поколения.

Мы имеем право рассматривать лишь стержневые вопросы творчества Маяковского, опуская те просчеты, заблуждения, которые породило его время, о которых мы не можем судить, так как это уже история. В после­днем своем произведении «Во весь голос» Маяковский сказал: «Я сам расскажу о времени и о себе». У Владимира Высоцкого есть такие слова: «Добро всегда остается добром, в прошлом, будущем и настоящем».

Для человека во все века непреложные истины добра, справедливо­сти, честности были ориентиром в жизни и верой в саму жизнь. Смысл творчества Маяковского можно определить первыми строками поэмы «150000000»: «Идея одна у нее — сиять в настоящее завтра». Но каким образом? «…В диком разгроме старое смыв, новый раз гремит по миру миф». Как сейчас по-новому читаются эти строки!

«Гром разодрал побережий уши, и брызги взметнулись земель за тридевять, когда Иван, шаги обрушив, пошел грозою вселенную выда­вить». Вот так и получается, что, рассказывая о себе, он рассказал и о нас, правда, смысл эти слова через много десятилетий приобрели другой. Невозможно «рай» будущего возвести на «трупе» прошедшего.

Интересно сейчас читать заключительную главу этой поэмы «150000000» про «Октябрьскую революции сотую годовщину». Не полу­чилось всемирного торжества по этому поводу.

Говорят, что в истории все повторяется. В это действительно ве­ришь, когда читаешь плакат Маяковского из РОСТА:

Только уголь даст хлеб.

Только уголь даст одежду.

Только уголь даст тепло.

А угля добываем все меньше и меньше.

Как выйти из этого положения?

Делайте предложение!

Не сегодняшний ли это день? Разница лишь в том, что плакаты те­перь никто не читает, впрочем, как и самого Маяковского. Победа ре­волюции внушила неоправданный оптимизм насчет дальнейших побед. Но человечество без проблем никогда, наверное, не останется. Безрабо­тица, низкий уровень жизни, низкая заработная плата, плохие жилищ­ные условия, бюрократические извращения в органах власти, хотя уже и не советской, — вот вопросы, которые решаются и по сей день, а вер­нее, не решаются. Нечего нам сейчас добавить к его фразе: «Дрянь пока что мало поредела». А вот мудрое политическое пророчество Маяковс- кого-экономиста: «На арену! С купцами сражаться иди! Надо счетами бить учиться. Пусть «всерьез и надолго», но там впереди может новый Октябрь случиться».

А «Прозаседавшиеся»? А «Бюрократиада»? «Бумага взад. Бумага вперед. По проторенному другими следу через замзава проплыла к пре- ду». Гротеск «Прозаседавшихся» помогает передать абсурдность поведе­ния людей, убивающих все время и энергию на бесконечные пустые за­седания, например, на заседание по поводу «покупки склянки чернил Губкооперативом». Разве мало в нашей жизни аналогичных бессмыслен­ных заседаний? Декреты, постановления, заседания, а «воз и ныне там».

Наш сегодняшний «Хулиган» все тот же: «Смотрит — кому бы зае­хать в ухо? Что башка не придумает дурья?! Бомба из безобразий и ухарств, дурости, пива и бескультурья». Слова Маяковского из «Барыш­ни и хулигана» надо сделать сегодняшним лозунгом: «Пора топором за­кона отсечь гнилые дела и речь!»

В «Стихотворении о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масш­табе» поэт опять прав: «Что бабе масштаб грандиозный наш?! Бабе гря­зью обдало рыло, и баба, взбираясь с этажа на этаж, сверху «и меня, и власти крыла».

Говорят, что каждый великий поэт должен переживать сперва не­признание, потом признание, потом забвение — и возвращение к себе. Это о Маяковском. Маяковского часто называли поэтом будущего вре­мени. Сейчас он понятен, как никогда. Его будущее наступило.