СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ — ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ТВОРЧЕСТВА М. В. ЛОМОНОСОВА
Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова — это жизнь труженика, борца за процветание России. С именем этого дея­теля связана история открытия первого русского университе­та в Москве, история развития самых разнообразных отраслей знания и наук.

Пришедший в Москву пешком, сносивший на­смешки слушателей академии, которые все были гораздо мо­ложе его, Ломоносов уже в юности видел главную цель своей жизни — служить России, поставить ее на один уровень с ев­ропейскими государствами. Ломоносов никогда не считал за­нятия поэзией своей главной целью, но достигнутые в ней ус­пехи столь значительны, что Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».

Литературное творчество Ломоносова развивается в рамках классицизма, но классицизма русского, который всегда был направлен на насущные вопросы жизни. Одной из основных своих задач Ломоносов считал защиту прогрессивных сторон реформы Петра I. Сам поэт всем был обязан государству, а по­тому в центре его произведений стоит монархия. С этим свя­зано появление в его творчестве од, воспевающих императо­ров, самой показательной из которых является, пожалуй, «Ода Иоанну Антоновичу», в которой Ломоносов восхваляет свершения члена царской семьи, которому в тот момент было лишь иол года. Дело в том, что эти оды создаются не потому, что Ломоносов заискивает перед двором. В своих произведени­ях поэт дает некий ориентир, норму, на которую должны рав­няться все, даже монархи. В творчестве Ломоносова создается образ идеального монарха. В реальности таким идеалом для поэта был Петр, прежде всего не философ, а работник на троне, «в нолях, в морях герой». От монарха поэт требует ак­тивного служения России. Но при этом даже в торжественных похвальных одах Ломоносов прославляет героев «от земле­дельца до царя». Произведения поэта содержат упоминания о земледельцах, пастухах, охотниках, воинах, мореплавателях, купцах, ученых.

В поэзии образ утверждал принципы высокой идейности и гражданственности. Наиболее полно эти взгляды выраже­ны в цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном». Разу­меется, Ломоносов не только выдвигал эти принципы, но и воплощал их в своем творчестве. Центральной темой од поэта становится тема Родины. Он славит величие России, ее необозримые просторы, неисчерпаемое богатство ее недр. В оде 1748 года создается грандиозный образ великой держа­вы: «Сидит и ноги простирает на степь, где Хину отделяет пространная стена от нас…» Но для того чтобы Россия дейст­вительно была процветающим государством, необходимо тру­диться. Ломоносов воспевает людей труда, говорит о необхо­димости развития науки и просвещения, создания отечест­венных кадров ученых. Он не сомневается, что «может собст­венных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Вообще слово «наука» — одно из самых по­пулярных в лексиконе Ломоносова. Он воспевает науки, ко­торые «юношей питают», «отраду старцам подают». Стихами Ломоносов подтверждает и собственные научные открытия, вспомним, к примеру, стихотворное послание «О пользе стекла».

Нашел отражение в творчестве Ломоносова и основной со­циальный конфликт России — столкновение помещиков и крепостных крестьян. Ломоносов утверждает ценность челове­ка вообще, призывает к гуманному отношению к крепостным. Волы не того, народ в его произведениях может становиться высшим судией:
Есть Божий глас, глас целого народа.
Устами оного всевышний говорит.
Чтобы народ и государство могли пользоваться плодами просвещения и труда, чтобы процветали науки и ремесла, России необходим мир. Прославляя военные триумфы России, Ломоносов в то же время подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает «правдивый меч» лишь для того, чтобы водворить повсюду мир, «возлюбленную тиши ну».

Идеалы Ломоносова были связаны с образом граждан ими и патриота, готового отдать свою жизнь делу служения Отечеству. Трудиться «для пользы общества» — высшая цель стремлений Ломоносова. И осознать важность такого труда он призывал всех русских людей.