Антуан де Сент-Экзюпери — человек, при жизни ставший ле­гендой, — обладал, по словам одного из его учителей, «воистину универсальным талантом». Он был мыслителем, поэтом, ученым, пилотом, конструктором, изобретателем. Сент-Экзюпери нашел свое призвание в авиации и в литературе. Увлечение авиационным ремеслом стало для него источником поэтического вдохновения, благодатной почвой для его писательского таланта.

Лейтмотив всего его творческого наследия — взаимоотноше­ния между детьми и взрослыми, познание окружающего мира, стрем­ление привести людей к мудрости и счастью. Эта тема берет нача­ло в первой его книге «Почта — на юг», продолжается в «Планете людей», ее же исследует Сент-Экзюпери и в последней, неокончен­ной, под названием «Цитадель». Эта же тема стала главной и в «Маленьком принце» — аллегорической сказке, утверждающей красоту и чистоту человеческих отношений. Тонкий лиризм соче­тается в ней с горькой сатирой на людские пороки. Это фантасти­ческая сказка для детей и серьезное произведение, наполненное философским смыслом, для взрослых.

Героем своей сказки Антуан де Сент-Экзюпери выбрал ребен­ка. И это не случайно. Писатель всегда был убежден, что детское видение мира более правильное, более человечное и естественное. Представляя окружающий мир глазами ребенка, автор заставляет и нас задуматься о том, что мир должен быть не совсем таким, каким его делают взрослые. Что-то в нем не так, неправильно, и, поняв, что именно, взрослые должны постараться исправить это.

На страницах сказки мы встречаемся с Маленьким принцем — симпатичным пытливым мальчиком, путешествующим по плане­там. Автор рисует фантастические миры — маленькие планеты, которыми управляют странные люди. Во время своего путеше­ствия Маленький принц встречается с различными взрослыми людьми. Здесь и властный, но добродушный король, который лю­бит, чтобы все делалось лишь по его приказу, и важный честолю­бец, желающий, чтобы все непременно почитали его. Попадается принцу также пьяница, которому стыдно, что он пьет, но который продолжает пить, чтобы забыть свой стыд. Мальчик удивляется, встретив бизнесмена, бесконечно считающего «принадлежащие ему» звезды, или фонарщика, включающего и выключающего свой фо­нарь каждую минуту и не имеющего времени на сон (хотя это занятие он любит больше всего на свете). Не может он понять и старого географа, который пишет огромные книги по рассказам путешественников, хотя сам не знает, что находится на его неболь­шой планете. А все потому, что он никуда не выходит, так как «слишком важная личность, чтобы шататься по свету». Все эти люди очень разные, однако есть нечто общее, что объединяет их: «Эти взрослые — все-таки очень странные люди».

Встречаясь во время своего путешествия со множеством бес­смысленных вещей (властолюбием, чванством, пьянством, черство­стью и ограниченностью), Маленький принц замечает, что все эти черты, однако, имеют силу, а все умное, доброе, чистое становится бессильным в этом мире. И люди, придающие большое значение ненужным мелочам, совершенно не признают и не видят главно­го — красоты природы и человеческих отношений, правды, искрен­ности, бескорыстной дружбы, заботы о близких. Потому что их взгляд утратил чистоту и непосредственность, присущую взгляду ребенка.

Сказка о Маленьком принце заканчивается печально. Однако она заставляет задуматься о чем-то важном, на что порой не хвата­ет времени в суете будней, она возрождает в сердце читателя стрем­ление к красоте, чистоте мыслей и поступков, к тому, чтобы среди повседневных забот всегда находилось место для щедрости души, чувства ответственности «за тех, кого приручили».

В эту сказку Антуан де Сент-Экзюпери вложил всю свою душу. Она стала отражением его собственных чувств, поступков, отноше­ния к людям, выражением его образа мыслей, его видения мира. Получив мировую известность, «Маленький принц» и по сей день играет большую роль в процессе возрождения моральных ценнос­тей, обогащения духовного мира человека, усовершенствования отношений в обществе.