Сила и народные истоки характера Катерины. Описывая мрачную, деспотичную атмосферу «темного царства», в пьесе «Гроза» А. Н. Островский создает яркие образы «самодуров рус­ской жизни». Они — воплощение произвола, никчемности, ханжества и жестокости. К таким персонажам относится Дикой — человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Дикой неуважительно относится к людям, которые от него зависят и которые боятся его. Вот, например, Дикой говорит Кулигину: «Для дру­гих ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хоте­лось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что ты разбой­ник — и конец! Что ж, ты судиться со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Но Дикой в то же время и труслив. Он не ругается с Кудряшом, на­пример, так как Кудряш может дать отпор, не боится Дикого. Добролю­бов в статье «Луч света в темном царстве» дает оценку поведению Дико­го: «Только покажешь где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряется».

Кабанова Марфа Игнатьевна совсем другая. Она хитрая, действует под личиной благочестия. Она все время повторяет, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от люб­ви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нра­вится». Кабаниха жестока. Она, даже когда Катерина погибает, не.жа­леет ее. Она говорит сыну: «Тиша! Об ней и плакать-то грех!»

Кабаниха умело использует различные приемы для утверждения своей власти в доме. Она всегда говорит доброжелательно-поучительно. Постоянно лицемерно прибедняется: «Мать стара, глупа…» Но в то же время Кабаниха властно приказывает. Она стремится держать всех в подчинении.

Кабаниха старается показать свою религиозность. Она неискренне верит в Бога, суеверна и поддерживает суеверные пророчества горожан. В религии она видит одну цель: запугать человека, держать его в вечном страхе. Самым жестоким образом она относится к Катерине. Она вооб­ще не считает Катерину за человека, вечно унижает и притесняет ее. Не дает ей даже слова сказать: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают».

Теперь поговорим о безвольных, забитых людях «темного царства». Это Тихон и Борис. Тихон по натуре добрый, наивный человек. О себе он говорит: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Тихон всегда покорен воле своей матери. Он не мо­жет ослушаться мать. Тихон, конечно же, по-своему любит Катерину, он искренне относится к ней и жалеет ее. Он пытается всяческими путями вырваться из домашнего ада, но у него это получается крайне редко: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уже заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной». Когда Кате­рина погибает, Тихон даже в чем-то завидует ей. Он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я- го зачем остался жить на свете да мучиться!»

Борис по сути своей такой же, как Тихон, но он выделяется из всех людей города Калинова своей образованностью. Наверное, поэтому его замечает Катерина. Он трусливый. При последней встрече с Катериной, когда он уже знал, что Катерина погибает. Борис боится: «Не застали бы нас здесь». Борис — непосредственный виновник смерти Катерины. Катерина разочаровывается в Борисе.

Полной противоположнос тью Борису является Кудряш. Он свободо­любив, не желает подчиняться самодурам. «Нет, уж я перед ним рабство­вать не стану». Кудряш безоглядно любит Варвару и умеет постоять за свои чувства. Так же Кудряш неравнодушен к судьбе других людей. Под стать Кудряшу Варвара. Она прямая противоположность брату. Варвара не же­лает подчиняться тиранству матери. Она смелая и решительная.

Варвара не суеверна и не считает обязательным соблюдать установлен­ные обычаи, но она не может выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. Варвара, выросшая во лжи и обмане, придержива­ется правила: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она презирает бесхарактерность брата и ненавидит бессердечность матери.

Кулигин — образованный и талантливый человек. Он восторженно и поэтически относится к природе. «Чудесна, истинно надобно сказать, что чудесна! Кудряш! Вот, братец мой, 50 лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Кулигина огорчает темнота и невежество города Калинова. Но он понимает, что, какие бы шаги ни предпринимал он для улучшения жизни, все бесполезно и надо с этим смириться.

Сопоставление образов пьесы подчеркивает одиночество Катерины в этом обществе. Ее характер несовместим с «темным царством». Жизнь толкает ее к обрыву, к смерти — другого пути у нее нет.