Сатира на социалистическую действительность. Со времени опубликования романов Ильи Ильфа и Евгения Петро­ва прошло более полувека. Но произведения эти до сих пор не утратили своей силы и прелести.

«Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» были построены на факти­ческом материале, который писатели собрали, работая в редакции газеты «Гудок». Это рабкоровские письма и заметки, жалобы читателей, приходив­шие с редакционной почтой. За этими письмами стоят живые люди с на­стоящими именами и фамилиями, которым надо было выжить в новом социалистическом мире. Среди них были хорошие люди и прохвосты, чи­нодралы и бюрократы, перерожденцы и подпольные миллионеры.

Сюжет «Двенадцати стульев» таков: два жулика рыщут по стране, гоняясь за бриллиантами, зашитыми «старорежимной» дамой в обивку стула. Такой сюжет позволил авторам ввести в повествование множество лиц. пройтись сатирическим пером по участникам многообразных эпи­зодов. В книге изображена галерея жуликов всех мастей, спекулирующих кто «стибренным» у старушек жалким имуществом, кто служебным по­ложением, а кто и совестью.

Таковы деятели «Меча и Орала» — бездельник Полесов, нэпман Кислярский, воришка Альхен, обкрадывающий беспомощных старушек в богадельне во имя прокормления обширного семейства сытых бездель­ников Это и поэт-халтурщик Никифор Трубецкой-Ляпис с его неизмен­ными стихами о Гавриле, который был хлебопеком, лесорубом, почта­льоном, охотником — в зависимости оттого, в какой отраслевой журнал предлагалась очередная «Гаврилиада». В романе дается яркий образ «лю­доедки» Эллочки с ее лексиконом из 30 слов, с ее страстью следовать моде американских миллионерш, с людоедской хваткой выкачивания денег из окружающих.

На фоне всех этих жуликов и просто обывателей, преследующих свои мелкие пели, подличающих и «подтибривающих» чужое добро, по- настоящему привлекательным кажется образ Бендера. По-моему, сами авторы немного любуются своим героем и его авантюрами. Замечательно поется в песне Ю. Кима к фильму «Двенадцать стульев»: «Разбор грехов моих оставьте до поры Вы оцените красоту игры!» Тем более что жерт­вами Остапа становятся люди, ни малейшей симпатии не вызывающие.

Бендер предприимчив, умел и находчив, обладает великолепным чувством юмора. Он хороший психолог, досконально изучивший слабо­сти человеческие. Но его влиянию и «злодейскому обаянию» поддают­ся только люди с червоточиной. Именно поэтому, как мне кажется, и не получается роман Бендера и Зои в «Золотом теленке». На страницах этого романа великий комбинатор Остап Бендер рассчитывает стать счаст­ливым за счет вымогательства денег у другого проходимца Александра Ивановича Корейко. богачу, которому трудно было развернуться в ус­ловиях социализма.

Портрет Корейко нарисован подробно и обстоятельно. С одной сто­роны, он мелкий чиновник, простой и незаметный служащий, с другой — человек с хваткой крупного хищника, начавшего свою карьеру с пря­мого убийства. Корейко похищает несколько эшелонов с хлебом, на­правленных в голодающее Поволжье.

Авторы показали нам сущность стяжательства. Рядом с Корейко «трудятся» и приумножают его богатства начальник «Геркулеса» бюрок­рат Полыхаев, его подручные Скумбриевич, Берлага и множество дру­гих жуликов и подхалимов разных мастей и рангов. Картину дополняет «Воронья слободка» — коммунальная квартира, в которой живут причуд­ливые персонажи, начиная от экс-камергера Митрича, который гордо заявляет, что «в гимназиях не обучался» (что было чистой правдой, по­тому что обучался он в Пажеском корпусе), и кончая выгнанным из тре­тьего класса Васисуалием Лоханкиным. В этом персонаже осмеян мни­мо интеллигентный сброд.

В романах Ильфа и Петрова есть все, чтобы увлечь любого читате­ля: напряженный сюжет, колоритные фигуры, комические недоразуме­ния, великолепный юмор. А фразы и выражения, ставшие крылатыми: «Заграница нам поможет», «Ключ от квартиры, где деньги лежат», «Лед тронулся, господа присяжные заседатели», — до сих пор у всех на устах.

Несмотря на то что многие типы, выведенные в романах Ильфа и Петрова, канули в прошлое, ко есть и явления, которые не изжиты до сих пор Изменилась вся жизнь страны, Бендеры поменяли маски. Но «Две­надцать стульев» и «Золотой теленок» до сих пор популярны и любимы.