Родное слово Пришвина. Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармонич­ного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас… от­лично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познан­ный Вами.

Из письма Горького Пришвину М. М. Пришвин оставил нам множество рассказов, повестей, очер­ков о природе. Все эти произведения объединены взглядом писателя, человека с открытой и гордой душой. Любовь к природе и человеку ярко выражена в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Начало этого произведения напоминает сказку: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей». С первых строк читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. Вот перед нами Настя и Митраша. «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, вес­нушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки». Митраша был маленький, но плотный, «мужичок в мешочке», улыбаясь, называ­ли его между собой учителя в школе.

Крестьянское хозяйство досталось детям после смерти отца и мате­ри: это изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух

Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами: «с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. «Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы». Так дети жили дружно, не зная горестей и бед.

Вот как-то раз решили они пойти в лес за клюквой. «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью». Ребята знают, что есть такое место, называется оно палестинка, — она «вся красная, как кровь, от одной только клюквы».

Настя и Митраша решили пойти в лес. Берут они с собой самое необ­ходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока.

Митраша взял топор, двуствольную «тулку», сумку с компасом. За­чем же ему компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. «Мужичок в мешочке» хорошо по­мнит отцовские слова: “В лесу эта стрелка тебе добрей матери:… небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься… “.

Дети не знают, что им предстоит столкнуться с природной стихией и воочию увидеть Блудово болото. Вот, пройдя полпути, Настя и Мит­раша еда отдохнуть. «Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания». О Блудовом болоте ходила легенда, что «лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… » С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа… Вот дети отдохнули и ре­шили идти дальше.

Но не тут-то было! «Довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Что делать? Митраша пошел по слабенькой тропе, а Настень­ка — по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. «Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или поки­нутый ребенок». Даже волк в это время вылез из своего логова: «Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, вып­рямил половину хвоста, и завыл». Сказка-быль М. М. Пришвина, как и полагается сказке, заканчивается хорошо. Митраша из-за своего упрям­ства оказался на Блудовом болоте. В борьбе за жизнь ему помогла соба­ка Травка. Ну а Настя, увлеченная сбором ягод, на некоторое время за­была о брате, «еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках».

Голодный Митраша и уставшая Настя встретились уже под вечер. Они продолжили свой путь вместе, как уже двести лет «живут» на Блудовом болоте ель и сосна.

Красота природы, ее богатый мир раскрываются в произведениях П.Бажова, А. Кольцова, И. Тургенева, И. Никитина, К. Паустовского. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим ненарушаемую гармонию человека и природы, то в творчестве М. Пришвина уже появляются тре­вожные ноты.

Пришвин тревожит читателя вопросами: зачем живешь, что оста­вишь после себя? Чтобы ответить на эти вопросы, надо пройти вместе с писателем долгий путь нравственных исканий, найти «ключ к собствен­ной душе». «Лесная капель» — книга об одиночестве, любви, страдании, о безмерности боли, которая накапливается в душе человека. Прозаичес­кие миниатюры, вошедшие в этот сборник, необыкновенно поэтичны, наполнены меткими наблюдениями, точными описаниями природы Читая их, мы испытываем чувство восхищения, желание их сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и прелестью «неодетой весны», и звоном «лесной капели», и очарованием «ореховых дымков».

Вершина поэтического творчества писателя — «Глаза земли». Разде­ленная на три части: «Дорога к другу», «Раздумья», «Зеркало человека», она представляет совершенное творение художественной, философской и научной мысли Пришвина. «Глаза земли» — это путь человека к «душам всех и каждому в отдельности» через свой собственный опыт жизни.

Перед нами многое открывается впервые, многое оказывается род­ным и созвучным, оживают молчавшие прежде листья и травы, и сам лес, со своими папоротниками и мхами, болотами и лесными поляна­ми, кукушками и комарами. Художник, щедро наделенный дарованием и любовью к людям становится радостным творцом всеобщей жизни. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет боль­шую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден -я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю.

«Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово «родина». Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родни­чок, родственный, родственное внимание…».

Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услы­шанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. Слово При­швина звучит все громче и громче.

Мне кажется, что читая Пришвина, современный человек чувству­ет, как теплеет его сердце, как оттаивает его душа. Слово Пришвина нео­быкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жиз­ни, на переломе эпох и веков.