Рассуждения о добре и зле. Произведение Максима Горького «Старуха Изер­гиль» пронизано романтикой и поэтикой, свойствен­ными всему раннему творчеству писателя. Рассуж­дения о добре и зле приводятся автором в виде двух легенд — о Ларре и Данко. Это своего рода пример человеческих судеб с различным подходом к выбо­ру смысла жизни. Два полярных подхода, основан­ных на добре и зле соответственно, раскрываются в Изергиль Она не демонстрирует своего отноше­ния ни к Ларре, ни к Данко, как все люди, прожив­шие жизнь так, как им того хотелось, она избегает давать оценки, действиям окружающих. Таким обра­зом, читатель абсолютно свободен в формировании своего отношения к каждой из историй.Что является злом, согласно представлениям че­ловека, подобного старухе Изергиль, честного и ис­креннего? Безусловно, это индивидуализм, послед­ствия которого раскрываются в легенде о Ларре. Изергиль явно считает, что, живя на земле, невоз­можно отвергать людей, не желая считаться с обще­человеческими законами.Из рассказа о Ларре становится понятным, что полная свобода не является истинным счастьем. Эта мысль, выраженная Горьким в рассказе «Старуха Изергиль» и отличающаяся безусловной новизной, представляется особенно ценной. Свобода как неза­висимость от других людей всегда оборачивается одиночеством и не приносит счастья. Имеющий все, в том числе и бессмертие, Ларра мечтал покинуть этот мир. Почему? Потому что свобода в его варианте всегда сопровождается тоской.

Совсем иначе выглядит герой другой истории, рассказанной старухой Изергиль, — Данко. От его образа веет чем-то нереальным, сказочным. Пред­ставляется яркая иллюстрация, на которой будет изображен молодой и красивый юноша с горящим факелом в руках, стоящий среди темной бархатной ночи. Данко воплощение идеальных представле­ний о том, каким должен быть истинный герой. Лю­ди, подобные этому идеалу, способны осветить бес­просветную темноту человеческих судеб, помочь им выйти на светлое место, но вот обелить их темные ду­ши они не способны. Так было и в легенде, когда под­виг Данко был тут же забыт, а его сердце раздавлено ногой чего-то испугавшегося человека. Интересен образ толпы, который автор также рас­крывает в легенде о Данко. Это сборище трусоватых и безвольных людей отнюдь не безобидно. Ему трудно противостоять, и даже такой сильный человек, как Данко, вынужден делать это ценой собственной жиз­ни. Толпа состоит из людей, отдельных личностей, раз­ных по характеру, но, объединившись, они становятся единым существом. Каждый из них теряет человечес­кий облик, благородство души и начинает напоминать зверя. Так действует на слабых людей страх.Бескорыстное служение людям само по себе не мо­жет быть смыслом жизни, поскольку оно становится причиной окончания этой жизни. В толпе у Данко не нашлось ни одного единомышленника, ни один че­ловек не вспомнил о нем, когда он погиб ради во бла­га их всех. Почему-то считается, что рассказом «Ста­руха Изергиль» Горький хотел сказать, что смысл жизни — приносить себя в жертву. Но разве в этом случае автор не построил бы свое произведение иначе? Разве подвиг Данко не был бы оценен хотя бы избран­ными? А так получается, что общество состоит из бес­чувственных людей, не достойных того, чтобы ради них жертвовать собственным горящим сердцем.Все-таки кажется, что смысл жизни в примерах Ларры и Данко — крайности, которым невозможно и не нужно следовать в реальной жизни. Неспроста эти истории называются сказками, тогда как повест­вование жизни Изергиль вполне реально. Наверное, автор имел в виду, что человек на земле не может быть исключительно положительным или отрица­тельным, в нем непременно присутствуют и те и дру­гие черты, но самое главное качество, без которого невозможно уважать человека, — это искренность и умение не только брать, но и дарить.