Раскольников и его «двойники». Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем тра­диций в русской литературе, но становится автором одной ве­дущей темы — темы «бедных людей», «униженных и оскорбленных». Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни сто­ял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Главный герой романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» недоучившийся студент Родион Романович Раскольников идет на страшное преступление — лишение жизни другого человека под влиянием теорий, попу­лярных среди молодежи 60-х годов XIX века. Главный герой «Преступления и наказания» понимает, что он — отнюдь не

Наполеон, что, в отличие от своего кумира, спокойно жертво­вавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии спра­виться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки». Раскольников чувствует, что его преступление, в отличие от кровавых деяний Наполеона, — стыдное, неэсте­тичное. Позднее в романе «Бесы» Достоевский развил тему «некрасивого преступления» — там его совершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову в «Преступлении и наказании». Раскольников ясе пытается определить, где же он сделал ошибку: «Старушонка вздор! — думал он горячо и по­рывисто, — старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хо­тел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остал­ся… Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывает­ся» .

Принцип, через который пытается переступить Родион Ро­манович, — это совесть. Стать «властелином» ему мешает вся­чески заглушаемый зов добра. Раскольников все больше думает о раскаянии и не случайно заставляет Соню Мармела­дову читать евангельскую притчу о воскресении Лазаря. Пре­ступник мучается, любовь к Соне в конце концов побуждает его донести на самого себя, признаться в двойном убийстве.

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе «Бедные люди» обращается к теме «ма­ленького человека». Главный герой романа — Макар Девуш­кин, бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести «Шинель», Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно унижен­ного и забитого «маленького человека», живущего своей внут­ренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Сам Достоевский писал: «Все мы вышли из «Шине­ли» Гоголя».

Гуманистическая направленность «Бедных людей» была замечена критикой. Белинский восторженно приветствовал Достоевского: «Это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отде­лился от всей толпы наших писателей…». Социальная тема, тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных», была продолжена автором в «Преступлении и наказании». Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писа­тель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом дей­ствия Достоевский выбрал самую грязную часть старого

Петербурга, клоаку столицы. На фоне этого пейзажа развора­чивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мар­меладова, Катерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, же­лая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Дру­гие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, — это деньги. И, чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о «необыкновенных лично­стях ».

Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого « малень­кого человека» и открыл в нем залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тя­желейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе.

Достоевский — гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий жи­вые картины русской действительности. Созданные автором образы проникнуты духом протеста против социальной не­справедливости, против унижения человека и верой в его вы­сокое призвание. Миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности — на люб­ви к человеку, на признании духовности человека за главное. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.