ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ. Под еловом «нравственность» понимают общепринятые нормы морали, охраняемые общественным мнением. Эти нор­мы сложились в процессе жизни и деятельности общества. Считается, что тот, чьи поступки противоречат нормам мора­ли, поступает безнравственно, и его поведение должно осуж даться обществом. Но если безнравственность пропитала об­щество, как вода губку, что тогда? Нормы остались прежними, но пропал фактор общественного осуждения и наказания, Получается так, что каждый осуждает только внутренне; так что вроде бы никто не против, Но все-таки есть люди, кото­рые решаются на гласный протест, пытаясь разорвать пороч­ный круг, в который попало наше общество, Уже невоору­женным глазом видно, что наша «народная масса» — уже не масса, а «слоеный пирог», где противоречия и противоборство между слоями нарастают в геометрической прогрессии, Уже стали проблемами взаимоотношения между людьми, отноше­ние человека к природе, отношение людей к своему насле­дию, Меня, как и многих молодых людей, волнует проблема неуставных отношений в армии.
После 1985 года стало возможным освещать проблемы тех областей нашей жизни, которые раньше не подлежали разгла­шению, И первой «ласточкой», по моему мнению, стала повесть Ю. Полякова «Сто дней до приказа». В ней автор, описывая службу рядового Куприяшина, рассуждает о проблеме неустав­ных отношений, Эти рассуждения вложены в уста главного ге­роя, и произносит он их от своего имени. Хотя из службы Куп­рияшина взято всего несколько дней, его образ настолько полон, что создается впечатление о реальности данного персонажа, Действие в повести основано на конфликте между «стари­ками» и молодыми солдатами. Встает вопрос ; «Почему у сол­дат (ведь все они одинаковы в данном положении) существу­ют негласные привилегии в зависимости от прослуженного срока? Почему «старики» вправе использовать труд «нович­ка», объясняя это циничным выражением типа; «Ничего, пусть жизнь узнает? Ему положено!».
«Дед», ефрейтор Зубов, рьяно воспитывает «сынка» Елина. Сам Куприяшин, которому Елин несимпатичен, пытается этому помешать, но у него это получается не всегда удачно, В конце концов рядовой Елин из батареи пропадает. По ходу действия Куприяшин как бы анализирует причины случившегося.
В повести много суждений, характеризующих армейскую службу. Вот как отвечает замполит Осокин, прошедший службу в Афганистане, на замечание, что «дедовщина» — это просто красная традиция; «Нет, это не забавная традиция, не весе­лая игра.., Это ржавчина, разъедающая армию изнутри.., Без армии нет Родины, а без дисциплины нет армии! И ничего так не разъедает дисциплину, как неуставные отношения!».Обидно, что некоторые офицеры пытаются поддержать по­рядок в казарме с помощью «дедовщины», Это лейтенант Ува­ров, на котором лежит вся ответственность за воспитание вой • нов и порядок во вверенном ему подразделении, Мне кажется, что главным выводом повести могут быть слова Елина: «Мы сами придумали это свинство, и сами от него мучаемся», а эпи ­логом — мысли Куприяшина: «Мы, чтоб жить спокойно, часто двигаем на трибуны трепачей, а потом жалуемся, будто ничего не меняется, но ведь ничего не делаем, ничего не делаем сами!».Нельзя дать единого лекарства на все случаи жизни. По­этому, пока солдаты будут считать «дедовщину» доброй тра­дицией, а офицеры — закономерным явлением, она (дедов щина) будет не только оставаться, но и прогрессировать как по своим масштабам, так и по степени жестокости.Прочитанная повесть взволновала меня до глубины души, многое помогла понять, заставила о многом задуматься. Очень отрадно, что эта тема стала рассматриваться нашей публици­стикой и современной литературой. Главное, что нужно нам всем, — чтобы таких проблем в жизни было меньше. А для этого следует не забывать о том, что рядом с тобой живут такие же люди, со своими достоинствами и недостатками, люди, на чью жизнь ты не имеешь права посягать, ибо не тобой она дана — не тебе ее и унизить, оскорбить, забрать.