ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПУТИ. В напряженной и трагической реальности романа Достоевс­кого как шелуха отброшены бытовые реалии нашего существо­вания: должности, профессии, приятельства и неприязни. Ав­тор не нагнетает «ужасы» — его самого страшит потерянность человека в мире; готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Герои Достоевского как будто живут в безвоздушном пространстве первобытного вселенского хаоса» где все начинается с них; именно им необходимо сделать первый и самый трудный шаг, ибо от этого зависят судьбы мира» Его ге­рои видят мир в философском аспекте, а в жизнь вступают — чтобы постичь смысл жизни. Поэтому из реальной действитель­ности Достоевский переносит в свой мир главную проблему — проблему выбора пути — в столь сконцентрированном виде, в каком она в нашей обыденности существовать не может.

Два пути лежат перед человеком: стать палачом или жер­твой. Третьего не дано. Почему так? Разве в жизни мы часто сталкиваемся с подобной дилеммой? Во всей ее остроте — лишь в исключительных случаях. Более того, многие так никогда и не поставят перед собой этого вопроса. Но это не означает, что вопрос не вставал перед ними: они просто не захотели его увидеть, осознать, остановиться и осмыслить себя и мир.

Потому что в ином звучании этот вопрос можно сформули­ровать так: что для тебя лично важнее — ты сам или окружа­ющие? Твоя жизнь — или жизнь чужая? И здесь решение может быть только однозначным: или — или.

Этот выбор стоит перед каждым человеком, вступающим в сознательную, взрослую жизнь. Уникальность Достоевского в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с та­кой ясностью, не определил его так неотвратимо, не доказал, что, лишь осознав эту проблему и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.

Вот почему каждый из нас должен в момент взросления, в момент первой переоценки ценностей пройти «через Достоев­ского»; построить с Раскольниковым схему разделения людей на разряды; увидеть убитую старуху-процентщицу и защи­щающуюся рукой от топора Лизавету; услышать исповедь Сони; ужаснуться сходству с Лужиным.