ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА. В поэме «Кому на Руси жить хорошо», созданной пос­ле реформы 1861 года, ликвидировавшей крепостное право, Некрасов попытался ответить на один из важнейших вопро­сов эпохи: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» По­эма отвечала настроениям крестьянской Руси, накопившей «горы ненависти и гнева» против помещиков, царских чи­новников, церковных служителей. Поэтому ищут правду, ищут ответа на злободневный вопрос о счастье именно му­жики. Во время рассказа «о хождении за правдой» Некра­сов прибегает к скрещиванию .мнений, исходящих от раз­ных персонажей.

Первая встреча мужиков — с попом, который жалуется на скудные доходы и пренебрежительное отношение крес­тьян. Для него счастье — это «покой, богатство, честь». Но, чтобы иметь все это, попу необходимо брать у крестьян последние копейки. «Душа переворотится,^- признается поп.— Берешь и знаешь, что берешь из последних крестьян­ских грошей.— И тут же добавляет в свое оправдание: — Не брать — так нечем жить». Крестьяне видят, что нет у попа настоящего счастья, которое зарабатывается честным трудом и за которое «не болит и не переворачивается душа».

Главы «Сельская ярмарка» и «Пьяная ночь» поражают трагическим безобразием сцен. Пьет народ, в драке уже уби­ли кого-то, ползают избитые, валяются пьяные; у кабаков сбились подводы, плачут дети. И в шуме пьяных голосов слышатся речи, какие в другое время услышать невозмож­но: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Словами старого пахаря Якима Нагого Некрасов объясня­ет причину народного пьянства: «Нет меры хмелю русско­му. А горе наше меряли? Работе мера есть?» Из речи Якима следует: мужику сколько ни работать — достатка не видать, потому как «чуть работа кончена, гляди, стоят три дольщи­ка: Бог, царь и господин!»

В главе «Счастливые» Некрасов говорит об убогом «счас­тье» старухи, у которой на одной гряде «родилось реп до ты­сячи», солдата, который был «в двадцати пяти сражениях не убит». Но важное место в этой главе занимает рассказ о Ер- миле Гирине. Он — наряду с «богатырем святорусским» Са­велием, разбойником Кудеяром — борец за народное дело, попадает в острог за защиту интересов крестьян, за свою верность правде.

Имел он все, что надобно

Для счастья и спокойствия.

И деньги, и почет — которые были к тому же заработа­ны «…строгой правдою, умом и добротой».

Итогом раздумий мужиков, узнавших историю жизни Ги­рина, была мысль о том, что для счастья необходима строгая правда. Но из последующих глав становится’ясно: честное трудовое счастье невозможно на Руси из-за порядков, при ко­торых крестьянина грабят дольщики. Человек, живущий по законам настоящей правды, неминуемо сталкивается с теми, кто живет за счет крестьянина. Чтобы жить счастливо, нуж­но жить честно, но получается, что быть честным и жить в достатке — нельзя.

Следующая встреча — с помещиком, которому непере­носима мысль о том, что крестьяне свободны, и поэтому он несчастлив. И встречи крестьян с Оболт-Оболдуевым и кня­зем Утятиным убеждают нас в том, что полюбовное решение давнего спора крестьян и помещиков исключено.

Встречи с такими рабами, как холоп князя Переметь- ева, лакей Утятина Ипат, бурмистр Климка Лавин и дру­гими, вызывают мысль о том, что крестьянское счастье не­возможно не только потому, что властвуют крепостники, но и потому, что привычка к рабству и покорности сильна еще в самом народе.

Однако, несмотря на это, Некрасов видел в народе силу, способную сдвинуть страну по пути- прогресса. В песнях Гри­ши Добросклонова о народе и его силе выражена та надеж­да, которой только и могла жить Россия, обманутая, уни­женная, оскорбленная манифестом. «Собирается силами русский народ и учится быть гражданином»,— говорит Гри­горий, и слово «гражданин» наполняется самым революци­онным, смыслом. Сама же крестьянская Русь еще не уясни­ла себе, где ее счастье. Ей, размышляющей, обдумывающей свою судьбу, еще предстойло понять, в какой стороне «ле­жит счастье».

Вопрос о том, что такое счастье,— наверное, один из «вечных» вопросов. Все наше общество, бросаясь из край­ности в крайность, по-моему, никак не может понять, что невозможно сотворить образчик, идеал счастья для всех сра­зу. Общество счастливо, когда каждая частичка его, каждый человек живет счастливой жизнью, когда создает для себя счастье сам и так, как его понимает.