Природа в понимании Мцыри. Романтическая поэма “Мцыри”, написанная М. Ю. Лермонтовым, полна глубокого внутреннего драматизма. Красота окружающего мира здесь противопоставляется аскетическому образу жизни и быта в суровом монастыре, который главный герой поэмы Мцыри считает своей тюрьмой.

Стремясь показать свободолюбивость Мцыри, автор изначально связывает его образ с природой: “как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”. Заключенный в сумрачных стенах монастыря, оторванный от родины, Мцыри сам себя сравнивает с “грозой оторванным листком”. Юноша мечтает вырваться
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Без воли и свободы жизнь для Мцыри не имеет смысла, поэтому в одну из осенних ночей он совершает побег. Вся красота и величественность Кавказа раскрывается перед ним, наполняя его сердце легкостью. Память о родном доме и семье оживает при виде причудливых горных хребтов, пробуждая надежду на возвращение.
Вырвавшись на свободу, Мцыри наконец-то получает возможность жить полнокровной жизнью. Восторженно наблюдая за природой, юноша ощущает себя ее составной частью:
О, я как брат
обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Ощущая себя ребенком природы, Мцыри противопоставляет себя монахам и остальным людям: “Я сам, как зверь, был чужд людей”. В вольном и свободном мире, окружающем его, Мцыри видит гармонию и единение, братство — то, чего ему так не хватало “в плену”, в человеческом обществе. Бесстрашно погружается юноша в жизнь, полную опасностей и приключений, ведь когда
юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!
Однако Мцыри не суждено вернуться на родину. Пока дорога была прямой, радость не покидала его, но лишь только он вступил в лес — сбился с пути, заблудился. Для того , чтобы выйти на верный путь, Мцыри не хватает достаточного знания природы, он лишен многих навыков и умений, оторван от богатства мудрости предков. Однако и здесь, доведенный до отчаяния и исступления, Мцыри отторгает возможную помощь людей, не желая разрушать интимность своих отношений с природой:
помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной.
Вступая в опасную битву с диким барсом, Мцыри еще раз убеждается, что не его судьба — быть покорным и смиренным монахом, ведь он
быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.
Во время боя Мцыри обнаруживает природную силу и ловкость, он снова сравнивает себя со зверем:
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я.
Получив смертельные раны, так и не найдя дороги на родину и выйдя к ненавистному монастырю, Мцыри понимает, что обречен на сытую, размеренную, но угнетающе несвободную жизнь среди монахов. Споря с судьбой, Мцыри отказывается от такой жизни. Он готов умереть и счастлив от сознания того, что за спиной у него — “три блаженных дня”. Недоумевающего монаха он спрашивает-:
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой.
Меж бурным сердцем и грозой?..
В неудаче своей попытки Мцыри винит лежащую на нем печать, оставленную “тюрьмой”. Он прекрасно понимает причину своей гибели:
Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…
Не желая мириться с неволей, Мцыри хочет и смерть встретить, оставшись наедине с природой. Он просит перенести себя в сад, где
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Растворение в природе напоминает Мцыри возвращение на родину, в “милую страну”, и успокаивает его мятежное сердце перед смертью.
Непередаваемо музыкальны и величественны образы природы Кавказа, созданные М. Ю. Лермонтовым. Живописные картины, открывающиеся нам во время чтения, говорят о том, что автор и сам был внимательным, чутким к проявлениям красоты и глубоко любящим природу человеком