Предреволюционная поэзия В. Маяковского. В. Маяковский принадлежит к удивительной плеяде величайших поэтов XX века, среди которых были и А. Блок, и С. Есенин. Именно Маяковского с его смелыми, решительными, призывающими к действию стихами называют “певцом революции”, но он как поэт

сформировался еще до октябрьских событий, и поэзия, созданная им до революции, не менее интересна и значительна, чем послереволюционная.
А вы
ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
Становление Маяковского как поэта началось в 1910 году с его сближения с футуристами. Футуристическая эстетика на первых порах наложила отпечаток на произведения молодого поэта — в них много бравады, откровенного эпатажа, нарочитого словесного экспериментаторства.
Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.
И все же даже в ранних стихах Маяковского нет культа “самоценного Слова”, который декларировали футуристы и сам Маяковский: “Цель поэта — слова”. Можно сказать, что эксперименты раннего творчества поэта — это поиски новых выразительных средств для передачи авторских мыслей, чувств, изображения самой жизни.
Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!
Уже в ранних стихах проявляется талант молодого поэта: жизненная наблюдательность, творческая власть над словом. В произведениях, написанных в этот период, выражено острое чувство тревоги, охватившей душу человека в капиталистическом городе (цикл “Я”, “Из улицы в улицу”, “Адище города”), звучит ощущение трагического одиночества, чуждое футуристам, воспевающим грохот и динамику городских улиц.
Адище города окна разбили на крохотные, сосущие Светами адкй.
Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки.
В последующие годы в творчестве поэта нарастают не только трагические мотивы, но прежде всего чувство ненависти и гнева, протеста против существующей реальности, что наиболее ярко проявилось в поэме “Облако в штанах”, которую Маяковский считал программным произведением своего предреволюционного творчества.
Я,
златоустейший, чье каждое слово душу новородит,
именинит тело, говорю вам:
мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!
Поэма “Облако в штанах” явилась вершиной его романтической поэзии, в ней звучит и глубокая вера в человека, в его творческие возможности.
Я знаю —
солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи!
О раннем Маяковском Горький сказал: “Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Вл. Маяковский. Поэт. Большой поэт…”
Важное место в творчестве Маяковского 1914— 1917 гг. занимают произведения, выражающие его активный протест против империалистической войны, ее ужасов и бессмысленности. Несмотря на это, еще сильнее в стихотворениях поэта звучит надежда на приход нового “свободного человека”.
В сатирических произведениях этого периода поэт беспощадно обличает ненавистный ему мир “жирных”, неправедных судей и продажных критиков (“Гимн обеду”, “Гимн критику, “Гимн судье”).
Таким образом, творческий путь Маяковского, приведший его к восторженному приятию революции 1917 года, был сложным и интересным. В истории поэзии творчество Маяковского стало поворотным пунктом к новому направлению — социалистическому реализму.