Правда о войне в произведениях современных писателей. Тема Великой Отечественной войны стала на дол­гие годы одной из главных тем литературы XX в. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех невосполнимых потерь, которые принесла война, и то, что из советской литературы надолго было из­гнано всякое правдивое слово о современности — те­ма войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой про­зы, где все конфликты, согласно указаниям свыше, должны были отражать борьбу хорошего с лучшим.

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть писателя В. Быкова «Знак беды». По­весть эта стала этапной в творчестве белорусского пи­сателя. Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже классикой литературы XX в.: «Обе­лиск», «Сотников», «Дожить до рассвета» и др. Пос­ле «Знака беды» творчество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм. Это прежде всего такие произведения, как «В тумане», «Облава».

В центре повести «Знак беды» — человек на вой­не. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя бело­русскими стариками — крестьянами Степанидой и Петроком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В. Быковым как намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитате­лей дома воспринимать как рабочую скотину. И по­этому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. Не позво­лить себя унижать — вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуа­ции. Степанида — женщина с сильныйм характером. Человеческое достоинство — вот главное, что движет ее поступками. «За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом», — так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, — он размышля­ет о его истоках.

Необходимо задуматься о смысле названия повес­ти — «Знак беды». Это цитата из стихотворения А. Твардовского, написанного в 1945 г.: «Перед вой­ной, как будто в знак беды…». То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем «знаком беды», о кото­ром пишет В. Быков. Степанида Богатько, которая «шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках», поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз — недаром называют ее сельской активист­кой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, ко­торую она искала и ждала, в этой новой жизни. Ког­да требуют новых раскулачиваний, опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: «А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делает­ся? » Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доно­су Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИКа. И всякий раз ее сопро­тивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутрен­нее чувство справедливости, отойти от того, что тво­рится вокруг: «Делайте что хотите. Но без меня».

В предвоенных годах — источник характера Сте­паниды, и не в том, что она была колхозницей-акти- висткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о новой жизни, страху, сумела пойти за собой, за своим врожденным чув­ством правды и сохранить в себе человеческое нача­ло. И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, сопротивляется ей до по­следнего. Один из критиков заметил иронически, что «был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага». Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибе­лью доказывает, что она — человек, а не рабочая ско­тина, которую можно покорить, унизить, заставить подчиниться.

В сопротивлении насилию проявляется та сила ха­рактера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, да­же  если он один, даже если он в безвыходной ситуа­ции.

Рядом со Степанидой Петрок показан как харак­тер если не противоположный ей, то, во всяком слу­чае, совсем иной, не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс. Бесконеч­ное терпение Петрока основано на глубоком убежде­нии, что можно с людьми поговорить добром. И лишь н конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, откры­тый отпор. Насилие побудило его к непокорности.

Такие глубины души раскрывает необычная, экст­ремальная ситуация в этом человеке. Народная тра­гедии, показанная в повести В. Быкова «Знак беды», раскрывает истоки подлинных человеческих харак­тером,