Поиск правды в прозе М. А. Шолохова. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» вошел в ис­торию русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского ка­зачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие — с 1912 по 1922 г.

Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь ка­зачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Страстное, всепо­глощающее чувство вступает в противоречие с нрав­ственными устоями казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные яр­кие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные типические черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.

Детально воспроизведенный быт, любовное описа­ние донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая об­разная речь, искрящаяся юмором, позволяют чита­телю ощутить своеобразную прелесть казачьего ук­лада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьян­ский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же чет­ко очерченный жизненный круг. Кроме того, исто­рия женитьбы Григория Мелехова, безусловно, гово­рит о том, что в казачьей среде сын должен был безропотно подчиняться отцу, принимать его реше­ние как должное, даже если оно определяет всю его дальнейшую жизнь. Именно это произошло и с Гри­горием. Пассивно подчинившись воле отца, он вы­нужден в дальнейшем расплачиваться за эту ошиб­ку, делая несчастными двух незаурядных, гордых и любящих его женщин.

Драматизм личной судьбы Григория Мелехова усугубляется теми потрясениями, которые пришли на мирную донскую землю в 1918 г. Война втягивает в свой кровавый водоворот жителей хутора Татар­ский, положив начало классовому размежеванию, политической борьбе.

Рушится устоявшийся жизненный уклад, распа­даются естественные родственные связи, деформиру­ется нравственное чувство. Дружба приносится в жертву абстрактной идее о всеобщем равенстве и братстве, приведя Григория Мелехова и Михаила Кошевого во враждующие станы.

Центральное место в шолоховской эпопее занима­ет жизненный путь Григория, эволюция его характе­ра. На наших глазах этот норовистый, своевольный парень, веселый и простой, формируется как лич­ность. Во время Первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. На этой войне он честно исполнил свой долг, ибо был абсолютно уверен в том, кто его враг.

Но Октябрьская революция и гражданская война разрушили все его привычные представления о каза­чьей чести. Он, как и все люди той бурной и сложной эпохи, должен был сделать свой выбор. С кем ему по пути: с белыми, которые защищают старый устояв­шийся правопорядок, стремясь восстановить монар­хию, или с красными, которые, наоборот, хотят раз­рушить старый уклад до основания, чтобы на руинах старого мира строить новую жизнь.

Григорий служит то у белых, то у красных. Как на­стоящий казак, который с молоком матери впитал традиции этого сословия, герой встает на защиту страны, так как, по его мнению, большевики не толь­ко посягают на святыню, но и отрывают его от земли. Эти мысли волновали не только Григория, но и дру­гих казаков, которые с болью глядели на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются на непосильной работе бабы в то время, когда они ведут бессмысленную бойню, начатую большевиками. Но затем Григорию прихо­дится стать свидетелем зверской расправы белых с подтелковским отрядом, которая вызывает его гнев и горечь. Но помнит Григорий и другое: как тот же Подтелков хладнокровно уничтожал белых офице­ров. И там и здесь ненависть, зверства, жестокость, насилие. Это противно, омерзительно для души нор­мального, хорошего, честного человека, который хо­чет трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину. Но в том извращенном, смутном мире та­кое простое человеческое счастье недосягаемо.

И герой вынужден жить в стане ненависти и смер­ти. Он ожесточается, впадает в отчаянье, понимая, что, помимо своей воли, сеет вокруг себя смерть. Он насильственно отторгнут от всего того, что дорого его сердцу: дома, семьи, любящих людей. Вместо цель­ной трудовой жизни на пашне и в поле он должен убивать людей за идеи, которых он не может понять и принять. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность проти­воборствующих идей. Он остро осознает, что «непра­вильный у жизни ход», но изменить его не в состоя­нии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его от­ец. Но в то же время он не может согласиться с точ­кой зрения пролетария, который предлагает ему бро­сить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего. Григорий же не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реаль­ными делами — хромовые сапоги красного команди­ра и обмотки рядового «Ванька».

Если всего через год в глаза бросается имуще­ственное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство оконча­тельно исчезнет. Эти иронические рассуждения Ме­лехова поражают точностью предвидения: когда из советских чиновников сформировался новый господ­ствующий класс — партийная номенклатура. Но, с другой стороны, Мелехову во время службы в Бе­лой армии больно и унизительно слышать презри­тельные слова полковника о народе.

Таким образом, путь Григория Мелехова — это бегство здоровой, нормальной, честной натуры от всего одномерного, узкого, догматичного. Скитания и мучения шолоховского героя, его «хождение по му­кам» подводят нас к мысли о том, что справедливые, гуманные призывы коммунистов к борьбе за счастье всего народа в конечном итоге свелись к истреблению этого самого народа, к борьбе за власть и установле­нию диктатуры.

Роман М. А. Шолохова возвращает нас к трагиче­ским страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, за­бота о детях и, конечно же, любовь, которая согрева­ет души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловечес­кие ценности ничто не способно уничтожить.