ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ» А. А. БЛОКА. Александр Блок — поэт XX века, поэт своей страны. После революции поэт остался дома, любя Родину, он не мог расстаться с тем, что ему дорого. У него не возникало мысли покинуть Россию. Революция несла перемены. Блок принял се, так как поэта влекло все новое, неизведанное.

Очень хорошо раскрывается отношение Блока к революции в поэме «Двенадцать». Над страной носится ветер перемен, несущий новую жизнь:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Для старого строя Блок находит интересное сравнение – с голодным псом:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
За старым миром Блок не признает права на жизнь. Одна¬ко жизнь, несмотря ни на что, продолжается: кто-то любит, кто-то ненавидит, рождаются дети, человек остается человеком. А сумеет ли он выстоять под сокрушительными ветрами истории? И можно ли превратить хаос в гармонию?
Блок искренне радуется рождению нового, не представляя, что последует за революционным взрывом. «Революционный держите шаг! Неутомимый не дремлет враг!», «Вперед, вперед, рабочий народ» — напутствует он героев поэмы — двенадцать красногвардейцев, символизирующих революционный народ.
Новая тема — новые средства художественного выражения. В поэме мы встречаем и элементы народных песен, и элементы частушек, и революционные призывы:
Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ.
И все же, как из стихии может родиться гармония? Идут двенадцать «апостолов», почти звери, готовые к разрушению и насилию, «выпить кровушки за зазнобушку»…

Неужели в них нет ничего человеческого? Ведь в человек! всегда присутствуют два начала: бесовское (черное) и хритово (белое).
Группу из двенадцати красногвардейцев замыкает пес а впереди — Христос. Это шагает по стране новый строй. Но Блок верит, что хотя и не все ладится, хотя и не все складывается так, как хотелось бы, будет лучше. Ведь вас благословляет сам Господь.
Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес…
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Образ Христа олицетворяет мечту о действительно справедливом, счастливом обществе. Христос «и от пули невредим» — нельзя убить мечту, и в «белом венчике из роз».
Образ Христа соединяется другим образом-символом – образом ветра. «Ветер на всем божьем свете» — это революция. И «ветер хлесткий» «косит» направо и налево. Стихия уничтожения старого мира оборачивается трагедией для нового. Нелегок путь к будущему. Но те «апостолы», которые должны! нести миру благо, свободу, счастье и справедливость, прозреют. Поэт свято верит в человека, его душу, его разум. Это не произойдет сиюминутно, но, нет сомнений, произойдет.
Живя сегодня, в конце XX века, мы верим, как и Блок, что разум Человека возобладает над силами зла, и мы увидим счастливое общество. Ведь с нами Христос!