Поэт и общество. Тридцатые годы XIX столетия в жизни русской интеллиген­ции — это время решения сложных социальных и финансовых проблем, время глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия М. Ю. Лермонтова стала художественным отражением этих раз­думий. Именно в это время определяются взгляды поэта на дей­ствительность, углубляются его представления о народности и од­новременно появляется новое понимание роли поэта в обществе.

Русским поэтам вообще свойственно чувство высокой ответ­ственности перед читателем. Это чувство с особой силой было развито у Лермонтова.

Проблемы искусства, мысли о назначении поэта тревожили его ещё в юношеские годы. Богато одарённый от природы, Лермон­тов увлекался живописью и музыкой, но первенствующее место в его воображении всегда занимала поэзия и в связи с этим воп­росы: «Какой должна быть поэзия?», «Каким должен быть поэт?»

Даже в ранних стихотворениях Лермонтова тема творчества соединяется с резко выраженными общественными мотивами. В стихотворении «К***» («О, полно извинять разврат!») Лермон­тов создаёт образ поэта-гражданина, который «пел о вольности, ког­да тиран гремел, грозили казни…» В те годы он выдвигает как ос­новное мерило поэзии чувство правды: «Мой прекрасный дом для этого построен», пишет Лермонтов в стихотворении «Мой дом».

Начиная с 1836 года, тема поэзии получает в творчестве Лермон­това новое звучание. Он создаёт целый цикл стихов, в которых высказывает своё поэтическое кредо, свою развёрнутую идейно­художественную программу. Это «Смерть Поэта» (1837), «Кинжал» (1838), «Поэт» (1838), «Не верь себе» (1839), «Журнал, читатель и писатель» (1840) и, наконец, «Пророк» (1841).

В прошлом осталось романтическое противопоставление «меч­ты» и «действительности». Трагедия поэта объясняется теперь не только враждебностью света, но и рассматриваются связи с обще­ственными условиями. В стихотворении «Смерть Поэта» явился реальный, обусловленный временем и обстоятельствами русской жизни образ поэта, нужного России и народу. Пушкин — «див­ный гений», но и реальный русский поэт, со своей трагической судьбой. «Восстал он против мнений света… и убит». Реальные обстоятельства жизни заставили его вступить в этот «свет завист­ливый и душный», который злобно гнал «Его свободный, смелый дар». Истинный современный поэт бросает вызов светскому об­ществу, один противостоит насилию, коварству, клевете. Его можно убить, но не сломить. Так в творчестве Лермонтова через образ самого Пушкина определилась по-новому понятая пушкинская тема поэта: поэт и общество противостоят друг другу, и это противо­стояние заканчивается трагически для поэта.

В стихотворении «Поэт» ставится вопрос, актуальный для 30—40-х годов XIX столетия — это место поэта в жизни об­щества. Начинается стихотворение с образа кинжала, который впо­следствии сравнивается с поэтом. Перед нами проходит развёрну­тая история грозного оружия, служившего и орудием защиты от врагов, и орудием мщения. Ныне же, купленный в походной лав­ке армянина,

«Игрушкой золотой он блещет на стене,

Увы, бесславный и безвредный».

С железной последовательностью развивает Лермонтов глав­ную мысль стихотворения. В ней звучит мотив, с которым мы встречались ещё в стихотворении «Бородино», — «Да, были люди в наше время», — но на этот раз уже в применении к творчеству. «Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы».

Но это было раньше. А сейчас поэт вынужден констатировать с большим сожалением:

«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Своё утратил назначенье».

Поэзия должна служить людям. «Во дни торжеств» она про­буждает гордость за совершённые нами благородные дела. А в дни бед её колокол говорит горькую правду и зовёт к преодолению препятствий. И разве не на это надеялся поэт, когда восклицал в конце стихотворения:

«Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!»

«Пророк» — это последнее стихотворение о судьбе поэта. Его ли­рический протестующий герой наиболее трагичен. Здесь Лермон­тов как бы отвечает своему кумиру Пушкину, утверждавшему в од­ноимённом стихотворении великое общественное значение поэта и поэзии. Лермонтов же говорит о падении роли поэта в современ­ном ему обществе. Различие позиций двух великих поэтов объяс­няется различными эпохами, в которых они формировались. Поколение Лермонтова от молчания, бездействия, равнодушия к доб­ру и злу перешло к активному действию на стороне «толпы»:

«В меня все ближние мои Бросали бешено каменья».

В такой ситуации лермонтовскому поэту-пророку ничего дру­гого не остаётся, как скрыться от людей в пустыне.

Наглость и агрессивность толпы раскрыта Лермонтовым с бес­пощадной правдивостью. Но эти стихи вызывают не только чув­ство гнева и возмущения толпой, а ещё и гордость за пророка. Да, «толпа» ликует, что затравила и насмеялась над проповедником «любви и правды», но сломить ей его не удалось.

Поэт, «воспламенённый звуком могучих слов для битвы», — это образ поэта-воина и гражданина, который создал Лермонтов вслед за Пушкиным и который прошёл через всю русскую литературу.