ПО ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА. Поэзия Некрасова продолжила традиции русской литера­туры, завещанные прогрессивными писателями предшество­вавших эпох: Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Некра­сов был подлинным поэтом-гражданином, чей поэтический голос звучал «как колокол на башне вечевой во дни торжес­тва и бед народных». Он был признанным вождем революци­онно-демократически настроенной части общества того вре­мени. Вся жизнь Некрасова явила собой пример служения борьбе за счастье народа.

Некрасов с первых шагов литературной деятельности раз­мышлял о назначении поэзии и поэта в обществе. Небольшое стихотворение «Тот не поэт» заканчивается словами:

Кто у одра страдающего брата

Не пролил слез, в ком состраданья нет,

Кто продает себя толпе за злато,

Тот не поэт!

Уже в ранних своих произведениях, относящихся к нача­лу 40-х годов, Некрасов выступает как поэт-гражданин, ос­новными темами творчества которого являются судьбы Ро­дины и своего народа. В стихотворении «Забытая деревня» и «Размышления у парадного подъезда», которые были на­писаны в период общественного подъема, поэт подводит нас к широким политическим обобщениям: вся Россия — это ни­щая и бесправная «забытая деревня», во всей России прос­той человек-труженик не знает счастливой жизни. Как при­зыв ко всеобщему возмущению прозвучал заключительный аккорд «Размышлений…», обращенный к народу: «Ты про­снешься ль, исполненный сил?» Царская цензура запретила это стихотворение, увидев в нем революционный призыв.

В «Песне о Еремушке», написанной в этот же период, рабской житейской мудрости, порожденной крепостничес­ким укладом, поэт противопоставляет новую мораль, основа которой — вольная жизнь.

Свой поэтический манифест поэта революционной демок­ратии Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении «Поэт и гражданин», написанном в форме диалога Поэта и Граж­данина. Мысли Некрасова о предназначении поэта и поэзии в этом стихотворении вложены, главным образом, в уста Гражданина. Гражданин (а вместе с ним и автор) выступает против сторонников «чистого искусства»-, которое уводит чи­тателя от острых политических проблем в мир узко личных чувств и переживаний. Современники и идейные противни­ки Некрасова (Майков, Фет и другие) видели в поэте лишь «жреца красоты», «избранного счастливца» и т. п. (Фет, на­пример, писал о себе и о своих единомышленниках, что они «искали в поэзии единственного убежища от всяких житей­ских скорбей, в том числе и гражданских»), Некрасов же считал такое мировоззрение недопустимым для поэта, котот рый своим талантом должен прежде всего служить Отечест­ву и своему народу — быть гражданином:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

В монологе Гражданина, где он касается этих важных для Некрасова тем — судьбы народа и Родины,— искренняя взволнованность и истинная страсть. Некрасов-гражданин призывает бороться за высокие общественные идеалы:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром…

От имени русских революционных демократов поэт ре­шительно заявляет, что истинный мастер слова должен слу­жить своему народу:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи…

В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в обществе:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая — «страдания народа»,

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! Не стареет она.

Именно в служении народу Некрасов видел цель и смысл своего творчества и именно так он понимал свой долг как поэта:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Да, Некрасов, действительно, служил своему народу! Его поэтическая дума была неразлучно связана с народной думой, скорбь его неотъемлема от великой народной скор­би, переполнявшей русскую землю. Поэт верил в великие силы, бродившие в темной массе народа, и только от про­буждения народного ждал поворота к новой, лучшей, сво­бодной жизни.