ПО ИСТОРИЧЕСКИМ РОМАНАМ В. ПИКУЛЯ. Есть русская поговорка: «Иван, не помнящий родства». К сожалению, в смысле знания нашей истории очень многие люди стали такими «Иванами». А ведь без знания истории не может быть образованного человека.

Настоящее можно понять только через прошлое, а сейчас очень важно понять наше настоящее. Литература, учительница жизни, должна прививать интерес и любовь к прошлому нашей и других стран. В этом отношении Валентин Саввич Пикуль часто вы¬ступал первооткрывателем для широкой публики. Ведь не¬которые его романы освещают те страницы, которые были знакомы, в основном, узким специалистам.
Творчество В. С. Пикуля — это и отличный учебник жизни, и захватывающий, увлекательный сюжет. Читая его романы, не только погружаешься в прошлое, ощущаешь его вкус и аромат, но и задумываешься над настоящим.
В истории нашей страны много славных и бесславных войн, немало и дипломатических интриг. Одним из напряженных периодов была Семилетняя война в XVIII веке. Писатель обращается к этому эпизоду в романе «Пером и шпагой». Сюжет построен вокруг истории одного французского дипломата. Но его любопытная фигура дает писателю возможность показать тугой узел интересов и противоречий ведущих европейских стран. Мы видим корыстолюбие и глупость, а порой и трусость, ряда русских сановников и наряду с этим подлинных патриотов. Один из них генерал Салтыков. Автор описывает его как тихого старичка, который вперед никогда не лез и около престола не отирался. Но именно он оказался истинным победителем прусского короля Фридриха II, героем всей европейской войны. Он был прекрасным полководцем, понимавшим солдата. Его завистники не простили ему самостоятельности. К сожалению, война не принесла пользы России, хотя славы и уважения ей добавила.
На смену «дочери Петровой» Елизавете пришла Екатерина II. Ее царствование описано в романе «Фаворит». Это был «золотой век» русского дворянства.
Главный художественный принцип Пикуля — показывать эпоху через конкретных исторических лиц. Их много в ро¬мане. Но центральные образы — Екатерина и Потемкин. Царица предстает перед нами волевой и умной женщиной, прекрасно разбирающейся в нелегком искусстве управлять государством. Она умеет расположить к себе людей, понять чужую страну (Екатерина — немка по рождению) и служить ей. Но в то же время это хитрая, порой коварная и жестокая правительница, любвеобильная женщина, стремившаяся нра¬виться до самой смерти.
Противоречива и фигура «светлейшего» князя Потемкина. Он ловкий, хитрый царедворец, иногда беспринципный, часто грубый. Но писатель выделяет одну важную черту, которая, наверное, и сделала Потемкина заметной личностью в нашей истории. Она роднит его с Волынским в «Слове и деле», Салтыковым, с Горчаковым в «Битве железных канцлеров», нашими полководцами и флотоводцами в «Фаворите». Это патриотизм.
Диапазон исторических эпох, описываемых романистом, велик, с XVIII по XX век. В 1987 году он завершил цикл романов о русско-японской войне 1904-1905 годов. Эти со¬бытия уже нашли отражение в русской литературе: в «Порт- Артуре» А. Степанова и «Цусиме» Новикова-Прибоя. Но Пи¬куль рассказывает об этой войне по-своему. Писатель считает, что история не терпит шаблонов, с которыми иногда подходят к тем или иным личностям и событиям. Он напоминает о том, что хотя мы и привыкли считать Цусимское сражение поражением русского флота, но забываем о высоком патриотизме моряков, когда матросы и офицеры заведомо знали, что погибнут. Но честь России была для них дороже жизни. В последнем романе своей эпопеи — «Каторга» — Пикуль рассказывает о каторжанах на Сахалине. Раскрывается неизвестная страница истории. Когда на остров пришли японцы, каторжане стали защищать свою страшную, жестокую тюрьму! С большим мастерством писатель исследует истоки патриотизма этих людей. Несмотря на все пороки их характера и воспитания, они остаются русскими и сражаются, погибают за свою Родину.
Большое впечатление на читателей произвел роман «У последней черты» об авантюристе Григории Распутине и последних годах правления дома Романовых. Романист прекрасно показал нравственное и духовное убожество власть имущих перед революцией. Люди, у которых в руках была судьба страны, сами оказались игрушкой в руках темного мужика и мистика Распутина.
Романы Пикуля построены на контрастах, на противопоставлении характеров и судеб. Перед нами проходит целая галерея интересных и значительных, роковых и ничтожных фигур, без знания о которых наша духовная жизнь была бы беднее. Валентин Саввич Пикуль открывал для нас «блеск и нищету» нашей истории, заполнял ее живыми лицами. Спасибо ему за это!