Певец крестьянской Руси. В русской литературе начала XX века Сергей Есенин выделялся, как бы стоял особняком. За ним прочно укрепилась слава поэта «с кресть­янским уклоном». По своему рождению и призванию он бьш таковым:

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

Мир стихов Есенина — мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока — городской. Есенин — выходец из де­ревни, один из немногих в русской литературе того времени, и он по праву считал себя лирическим представителем сельского уклада в мно­гообразии направлений современной ему поэзии.

Первый сборник есенинских стихов называется «Радуница». Поэт открывает нам возможность окунуться в жизнь родной деревни. В его пейзажах настойчиво возникают детали, связанные с сельским бытом: Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания у автора. Сельская жизнь во всех ее про­явлениях — вот содержание ранней поэзии Есенина. Крестьянский труд со всеми его тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца — все это хочет описать он в своих стихах.

Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое от­ражение у Есенина. Троицын день и Купалье, девичники и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки неизменно сопровождают читате­ля его стихов.

Так, в чередовании трудов и немудреных праздников, и проходит жизнь обитателей деревенского мира Есенина. Мир этот — патриархаль­ный, со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиозный. Розовые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий «пытать людей в любови» — все эти образы суть неотъемлемая часть его описаний.

Религиозность присуща деревне изначально, это тот источник, из которого выросла глубокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближнему. Кроме того, в ней — мощное эстетическое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яркое, ра­дующее душу зрелище:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Постепенно в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицет­ворение всей России. Близкий и дорогой его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края – Только синь сосет глаза.

Мечты о будущем России у Есенина связаны, прежде всего, с пат­риархальным сельским раем. Городской цивилизации он предпочитает жизнь, «привязанную» к земле, к деревенскому труду, к природе. Инду­стриальная Америка вызывает у него чувство острого неприятия. Его мечта — изменить облик этой «отколотой» страны:

И вспашу я черные щеки

Нив твоих новой сохой…

Его Инония — райская страна — видится ему в нивах и хатах, в Лу­чах заходящего солнца, со светлым именем Спаса.

Для художественной системы Есенина свойственно противопос­тавление города и деревни, причем поэт придает ему характер глобаль­ного, мировоззренческого конфликта. В творчестве автора можно про­следить целый ряд контрастных признаков, присущих этим двум ми­рам: мир сельский — здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской — больной, порочный, ущербный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя:

Я усталым таким еще не был…

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!

Он с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, чуждую городским порочным забавам, суете. От всех его простых и светлых радостей сель­ского мира только и осталось, «чтобы грусть свою уменьшить, золото овса подать кобыле», увиденной на городской улице. Герой чувствует себя неуютно в новом для него городском мире. Его решение остаться в нем сулит боль и тоску, пьяные ночи в столичных кабаках, репутацию «хулигана». И поэтому ему часто хочется вернуться в родную деревню:

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

Несмотря на то, что именно город признал Есенина поэтом, город кажется ему враждебным и агрессивным. Он наступает на милые серд­цу поэта поля. Под пятой железного коня трогательный тонконогий жеребенок обречен на гибель, спелые колосья соберет неживая, чужая ладонь, а певцу родимой страны придется ей петь «аллилуйя». Наступ­ление города автор сравнивает с безжалостной охотой, с травлей:

Город, город, ты в схватке железной

Окрестил нас как падаль и мразь.

В послереволюционном творчестве Есенина тема деревни обре­ла новое звучание. Село изменилось. С церквей и колоколен сняты кресты, вместо икон — портреты Ленина, кругом — суета, новая жизнь, новые интересы. Никто не узнает поэта в родном селе, кото­рое, как чувствует герой, когда-то будет только тем и знаменито, «что здесь… баба родила российского скандального пиита». С тоской гля­дит поэт на новую деревню, где не нужна его поэзия, да и он сам.

В стихах Есенина появляются новые настроения. Он пытается при­выкнуть к происходящему и увидеть в нем что-нибудь близкое. Он пишет: «Мне теперь по душе иное». Бедные поля, жалкие лачуги, нищета— вот таким он видит образ прежней деревни. Во имя благоденствия, богатства страны — «каменного и стального» — он отступается от нее. Но нельзя сказать, что поэт предает родной ему жизненный уклад. Нет, ему по-пре­жнему близки идеи молодости. Он по-прежнему дорожит теплом и све­том сельской жизни. За поверхностным городским лоском, за лайковы­ми перчатками и заграничным костюмом — все тот же «беспечный па­рень», который запросто может взять в руки косу и вывести ею «травяные строчки»; читать их сможет «каждая корова», и оттого душу героя напол­няет радость: результат его труда ясен и очевиден, к тому же несомненно полезен, тогда как стихи… И потому он с полным правом говорит о себе: Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.

У слова «золотой» — несколько значений. Их совокупность, на мой взгляд, как нельзя более полно и точно характеризует отношение Есе­нина к данной теме. Во-первых, «золотой» — значит, сделанный из зо­лота, то есть драгоценный, дорогой (в обоих смыслах слова). Во-вторых, «золото» — так мы говорим о чем-то или ком-то замечательном, прекрас­ном. В-третьих, золотой — это цвет солнца, источника света и тепла, излюбленный цвет автора. В его стихах — «солнца луч золотой», золо­тые звезды, позолота листопада, золото колосьев, «земля моя златая». Это слово — одно из самых распространенных эпитетов в поэзии Есе­нина, и с ним всегда связано чувство неизбывной любви и света. И по­тому изба у поэта «бревенчатая» и «золотая».

В ряду певцов сельской жизни Есенин, пожалуй, действитель­но «последний поэт». Всем своим творчеством он был предан этой теме. Проникновенность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным читателя и свидетель­ствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот пре­красный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов.