ПАМЯТЬ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ. Проблема памяти волнует многих Современных писателей. Наиболее полно и интересно она решается в творчестве Ч. Айт­матова, В. Распутина, В. Солоухина, Ю. Бондарева… В своих произведениях эти писатели исследуют психологические ос­новы  духовной человеческой памяти.

Память рассматривается ими как высшая, непреходящая цен­ность, многогранная по своей сути, означающая любовь человека к родной земле, родному языку, природе, к родным могилам, что в целом символизирует нерасторжимую связь времен.

И как только происходит разрыв этой связи, сразу утрачи­вается или скудеет память. Человеческая жизнь тогда начи­нает подчиняться иным закономерностям: все может перехо­дить в свою противоположность — благое намерение — в преступление, человеческая сущность — в античеловеческую, добро — в зло.

Таким образом, память выявляет прежде всего нравствен­ную полноценность человека.

Самобытно раскрывается проблема памяти в творчестве киргизского прозаика Ч. Айтматова.

Обращаясь к памяти как ценности, выработанной челове­ческим опытом, писатель глубоко исследует пласты народной культуры. Отсюда его интерес к мифу, сказке, легенде, преда­нию, которые помогают читателю осмыслить память на фило­софском уровне, рассмотреть ее во взаимосвязи с такими поня­тиями, как добро и зло, совесть и долг, смысл жизни. Именно в атрофии памяти видит Айтматов проявление в современном обществе духа мещанства, потребительской психологии. Писа­тель нашел емкое слово для выражения понятия «беспамят­ство» «манкурт», которое стало в один ряд с «бездуховностью».

Проблеме памяти Ч. Айтматов посвятил роман «И дольше века длится день» (1980).

…В седые времена люди кочевого племени жуаньжуанов нашли варварский способ отнимать у пленных рабов их живую память. Это было выгодно поработителям. Обычно эта участь постигала молодых, здоровых парней. Им брили голову и наде­вали свежую «шири» из верблюжьей кожи, которая, подобно пластырю, намертво стягивала голову обреченного под паля­щим степным солнцем. Тот, кто подвергался этой пытке, либо умирал, либо лишался на всю жизнь памяти, превращаясь в манкурта. Манкурт был усерден, нестроптив, и ничего, кроме еды и одежды, не требовал. Воля хозяина была для него зако­ном. Но одна любящая мать решила во что бы то ни стало вернуть сыну-манкурту память, но все ее старания были на­прасны: беспамятный сын убил мать по приказу своего госпо­дина. Раб-манкурт был лишен памяти насильственно, и пото­му мы не можем осуждать его за совершенное зло. Эта легенда глубоко символична. Писателя беспокоят те из его современни­ков, которые, имея живую память, отказываются от духовных ценностей, передающихся из поколения в поколение.

Главным героем в романе является Едигей. Это рабочий на одной из маленьких железнодорожных станций Казахстана, один из тех тружеников, на которых держится жизнь. Это человек беззаветного и самоотверженного труда, живущий не по готовым рецептам жизни, а старающийся понять ее глубинную сущность.

Всегда готовый прийти на помощь человеку, облегчить и улучшить жизнь людей, непримиримый к любым проявлени­ям зла и равнодушия, Едигей выражает в романе идею актив­ного гуманизма. Благодаря таким людям идут безостановочно не только поезда с запада на восток и с востока на запад, но не прерывается и духовно-нравственная связь поколений.

Едигей везет тело самого близкого друга Казангапа на да­лекое древнее кладбище Ана-Беит. Везет, вопреки желанию сына покойного, которого волнует только одно: похоронить поскорее отца и уехать в город. Ни его жена, ни дети на похо­роны не приехали: заняты.

«Что за люди пошли, что за народ! — негодовал в душе Едигей. — Для них все важно на свете, кроме смерти!». И это не давало ему покоя: «Если смерть для них ничто, то, выходит, и жизнь цены не имеет. В чем же смысл, для чего и как они живут там?». Самого же Едигея смерть Казангапа заставляет думать о жизни Казангапа, о своей жизни, о жизни человека, о смысле человеческого бытия. Долгий путь на кладбище стано­вится для него дорогой воспоминаний о прожитом и осмысле­нии прожитого. Потому-то и дольше века длится этот день,,.

Едигей один из тех, на которых земля держится,

Каким должен быть человек, чтобы на нем земля держа­лась? Что в нем главное? Я думаю, что чувство долга, чувство ответственности за все, что происходит на свете. Недаром он всю жизнь несет в себе слова Казангапа: «За все есть и дол­жен быть спрос на земле».

Единственный раз только Едигей сорвался на работе» под­дался искушению бросить все к черту и пойти отдохнуть! Но потом он не мог простить себе этого: «Что же мы не люди?». Люди именно тем отличаются, что могут, несмотря ни на что, пересиливая себя, сделать то, что велит долг. Человек не име­ет права (перед самим собой не имеет) плюнуть на все и жить и жить по принципу: «после нас хоть потоп».

На затерянном в степи разъезде Боранлы-Буранный с немно­гими постоянными жителями живет Едигей. Жизнь у него нелег­кая. Прежде чем попал сюда, на разъезд, воевал, был контужен, потерял ребенка, год маялся от контузии, чувствуя себя нику­дышним инвалидом, — и вот попал сюда. Здесь ему очень тяже­ло. У него огромная физическая нагрузка. Но Едигей — великий труженик, в труде он видит долг перед людьми, и долг для него превыше всего. Он героически выполняет свой долг — обеспече­ние движения на линии. Ему вдвоем с Казангапом приходилось врз/чную расчищать снеговые заносы, за которые теперь не взя­лась бы и бригада. Да что там не взялась бы. Нынешние бригады, «так они не то что не верят, не понимают: сарозекскде заносы — и на перегоне несколько человек с лопатами! Чудеса!». Едигей находит в себе силы заниматься судьбой Абуталипа и Зарипы, он считает их дела не менее важными, чем его собственные, пережи­вает за них, как за самых близких и родных людей, принимает на себя всю тяжесть жизни Зарипы после того как забрали Абутали­па, именно он был рядом с Зарипой в тот страшный час ее жизни, когда она узнает о смерти мужа.

В чем же смысл жизни Едигея? Я думаю, что он живет так, чтобы возможно большему количеству людей было не­много легче от того, что он рядом.

Едигей хранит обычаи, предания предков, пытается пере­дать их другим людям, и это очень важно. Наши предки пла­тили за свои ошибки кровью, надеясь, что уж мы-то ошибок этих не повторим, наша жизнь будет легче.

Едигей передает людям мудрость, выработанную поколения­ми, дополнив ее собственной. Он — звено между прошлым и бу­дущими поколениями, и в этом тоже смысл его жизни на земле. Айтматов показывает, как страшен мир, лишенный памяти.

Вырываясь в космос, человек преодолевает земное притя­жение. Но страшно — и об этом предупреждает писатель, — если он преодолеет притяжение своего прошлого, своей исто­рии, своего человеческого быта.

Роман заканчивается призывом помнить имя свое. И это особенно важный нравственный урок романа Айтматова.