А. П. ЧЕХОВ — ОБЛИЧИТЕЛЬ МЕЩАНСТВА Всем своим творчеством Чехов хотел пробудить в людях желание «беречь в себе человека». Чехов вел читателя че­рез самое понятное и близкое для него к большим обобщаю­щим выводам о всей системе жизни, пробуждая общественное гражданское сознание.

Громким протестом против душевной пошлости «небокоптителя» выступил писатель в цикле рас­сказов, где созданы «типичные образы существователей».

В рассказе «Смерть чиновника» Чехов разоблачает чино­почитание и подхалимство — типичные черты чиновников. В рассказе изображается внешне забавный, а по существу тра­гичный случай: мелкий чиновник Червяков нечаянно чих­нул в театре на лысину важного генерала, потерял спокойс­твие, ожидая сурового наказания, и, после неоднократных и неумелых попыток извиниться, умирает, по сути, от стра­ха. В этом небольшом эпизоде многие современники Чехо­ва, как в зеркале, увидели себя. В этом рассказе сквозь вне­шний комизм положений мы видим подлинный трагизм рабской психологии.

На первый взгляд смешон со своим стремлением прятать самого себя и все окружающее в «футляр» учитель Беликов. Но по существу — это грозный мракобес — порождение ре­акции, живущий в вечном страхе «как бы чего не вышло». Беликов — верный блюститель официальных инструкций, душитель свободы, инициативы, фискал и доносчик, был страшен не только для гимназии, но и для всего города: за­пуганные им люди боятся громко говорить, ходить в гос­ти, читать книги, устраивать спектакли и так далее. Образ Беликова — глубоко типичный образ, в котором с боль­шой силой обличены черты прислужников царизма, пока­зано влияние правительственной реакции на человеческую жизнь, личность.

Чехов нарисовал и другие типы людей, живущих «фут­лярной» жизнью. В рассказе «Крыжовник» мы видим че­ловека, у которого мечта о счастье сводится к крохотному счастьицу мелкого приобретателя, а собственный крыжовник становится идеалом, заменяющим любовь и свободу. Чимша-гималайский теряет человеческое: «он потолстел, обрюзг, того гляди и хрюкнет в одеяло». Разве не ужасно наблюдать моральную деградацию человека, серость, безыдейность обы­вательской жизни? Разве не ужасно видеть самую «образо­ванную и талантливую семью в городе» — семью Туркиных, где самолюбование и уверенность в своих дарованиях явля­ются основными их «недурственными чертами»?

Историей доктора Старцева Чехов пытается встряхнуть обывателя, показывая, к чему приводит затхлая мещанская атмосфера. В начале жизненного пути у молодого доктора разнообразные жизненные интересы, свойственные интелли­гентному молодому человеку. Он чувствует красоту приро­ды, интересуется искусством и литературой, ищет сближения с людьми, он может любить, волноваться, мечтать. Но пос­тепенно Старцев утрачивает все человеческое, духовно опус­кается и замыкается в своем мирке, в котором теперь важ­ны лишь деньги, карты да сытный ужин.Отказ от гражданских идеалов, стремление к приобре­тательству и наживе, омертвение души — все это следствие мещанской жизни. Истории, рассказанные Чеховым, не­вольно вызывают в читателе протест против уклада жизни тогдашней России, который превращает человека в духов­ного урода. Критика того строя жизни, который морально опустошает человека, превращая его в раба мелких страстей; непримиримая борьба с обывательщиной, пошлостью,рабской забитостью личности — одна из важнейших тем твор­чества Чехова.