От Одиссея до Пушкина. Поэма в переводе с греческого языка значит творение. По­эмами называются поэтические рассказы о замечательных со­бытиях из жизни выдающихся личностей.

Эпическая поэзия получила свое название от греческого слова «эпос», что значит рассказ, так как всякое эпическое произведение есть рассказ о каком-либо событии или проис­шествии, совершившимся не в душе поэта, а в окружающем его мире. Эпос бывает устный и письменный.

Эпос устный составляют те эпические произведения, кото­рые слагаются неграмотным народом устно и устно же переда­ются от поколения к поколению.

Народный эпос отличается двумя свойствами: 1) преоблада­нием фантастического вымысла, т. е. созданием таких образов (чудовищ, богатырей), которым ничто не соответствует в дей­ствительном, или реальном, мире; 2) строгою объективно­стью, т. е. полным отсутствием лирического элемента: автор нигде ничего не говорит о самом себе, нигде не высказывает ни своих чувств, ни своих суждений, он в стороне, его не видно.

Главные виды народного эпоса следующие: сказки, были­ны, исторические песни, пословицы и загадки.

Эпос письменный составляют те эпические произведения, которые создаются не безграмотным народом, а отдельными лицами – писателями. Письменный эпос отличается от народ­ного не только своим происхождением, но и преобладанием ес­тественного вымысла и нестрогой объективностью, т. е. писатели нередко прерывают рассказ своими замечаниями, суждениями и выражением своих личных чувств.

Героическая поэма, или эпопея, представляет собой литера­турную обработку героического (богатырского) эпоса. Лучши­ми образцами героических поэм считаются «Илиада» и «Одиссея». У греков первоначально существовали героиче- скин песни, или рапсодии, подобные нашим былинам, о под­вигах отдельных героев: Ахилла, Аякса, Одиссея, Гектора и др. Впоследствии рапсодии эти объединились в две поэмы: «Илиаду», в которой изображены последние месяцы из деся­тилетней Троянской войны, и «Одиссею», в которой изображе­но десятилетнее странствование царя острова Итаки Одиссея после Троянской войны. Создание этих поэм греки приписы­вали слепому певцу (рапсоду) Гомеру. Поэмы в течение не­скольких веков передавались от одного поколения другому устно.

Александрийские ученые сделали новое со­брание гомеровских песен в две поэмы («Илиада» и «Одис­сея»), причем каждая была разделена на 24 песни. В то же время александрийские ученые занимались собиранием и дру­гих поэтических произведений древних греков. Один из зна­менитых критиков того времени Аристарх, живший во II веке до P. X., разделил всех древнегреческих поэтов на классы по их достоинству. С того времени все произведения, размещен­ные Аристархом по классам, получили название классиче­ских, т. е. образцовых, заслуживающих подражания.

Первой наиболее удачной подражательной поэмой была «Энеида» римского поэта Виргилия, современника Августа. В 12 песнях «Энеиды» Виргилий рассказывает о странствовани­ях троянского героя Энея после разрушения Трои и прибытия его к берегам Тибра, где он положил основание римскому госу­дарству и сделался родоначальником римских царей.

С распространением христианства в Римской империи язы­ческая образованность подверглась гонению и пришла в пол­ный упадок. Творения древних ученых и поэтов частью были забыты, а частью и совсем уничтожены. Только с XVI века у европейских народов пробуждается интерес к произведениям классической древности. Наступает так называемая эпоха Возрождения классической образованности.

Изучение «Илиады», «Одиссея» и особенно «Энеиды», в ко­торых с замечательным мастерством изображены все стороны древнегреческой и римской жизни, вызвало стремление под­ражать этим произведениям. Почти у каждого народа явилась своя подражательная поэма: у итальянцев «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо (XVI в.), в которой изображено взятие Иерусалима во время первого крестового похода; у пор­тугальцев «Лузиада» Камоэнса (XVI в.), в которой рассказы­вается о завоеваниях в Индии; у англичан «Потерянный рай» Мильтона (XVII в.), где описывается жизнь Адама и Евы в раю и их грехопадение; у французов «Генриада» Вольтера (XVIII в.), воспевающая Генриха IV; у немцев «Мессиада» Клопшто- ка (XVII в.), повествующая о жизни Спасителя на земле; нако­нец, у нас «Россиада» Хераскова (XVIII в.), где рассказывается о покорении Казани.

Что эти и подобные им поэмы представляют подражание Го­меру и Виргилию, видно из следующено:

Авторы их, ссылаясь на пример Гомера и Виргилия, считали недостойными изображения из обыденной жизни и выбирали для своих произведений лишь важ­ные события, имевшие общенародное и даже общече­ловеческое значение. Подобно Гомеру и Виргилию, они вносили в свои рас­сказы много чудесного: в их поэмах, кроме героев, действуют волшебники и волшебницы, злые духи, толкователи снов и т. п. Герои часто изображались по образцу троянских, со всеми характеристическими особенностями древне­греческой жизни.

Эпос устный составляют те эпические произведения, кото­рые слагаются неграмотным народом устно и устно же переда­ются от поколения к поколению.

Народный эпос отличается двумя свойствами: 1) преоблада­нием фантастического вымысла, т. е. созданием таких образов (чудовищ, богатырей), которым ничто не соответствует в дей­ствительном, или реальном, мире; 2) строгою объективно­стью, т. е. полным отсутствием лирического элемента: автор нигде ничего не говорит о самом себе, нигде не высказывает ни своих чувств, ни своих суждений, он в стороне, его не видно.

Главные виды народного эпоса следующие: сказки, были­ны, исторические песни, пословицы и загадки.

Эпос письменный составляют те эпические произведения, которые создаются не безграмотным народом, а отдельными лицами – писателями. Письменный эпос отличается от народ­ного не только своим происхождением, но и преобладанием ес­тественного вымысла и нестрогой объективностью, т. е. писатели нередко прерывают рассказ своими замечаниями, суждениями и выражением своих личных чувств.

Героическая поэма, или эпопея, представляет собой литера­турную обработку героического (богатырского) эпоса. Лучши­ми образцами героических поэм считаются «Илиада» и «Одиссея». У греков первоначально существовали героиче- скин песни, или рапсодии, подобные нашим былинам, о под­вигах отдельных героев: Ахилла, Аякса, Одиссея, Гектора и др. Впоследствии рапсодии эти объединились в две поэмы: «Илиаду», в которой изображены последние месяцы из деся­тилетней Троянской войны, и «Одиссею», в которой изображе­но десятилетнее странствование царя острова Итаки Одиссея после Троянской войны. Создание этих поэм греки приписы­вали слепому певцу (рапсоду) Гомеру. Поэмы в течение не­скольких веков передавались от одного поколения другому устно.

ВIII веке до Р.Х. александрийские ученые сделали новое со­брание гомеровских песен в две поэмы («Илиада» и «Одис­сея»), причем каждая была разделена на 24 песни. В то же время александрийские ученые занимались собиранием и дру­гих поэтических произведений древних греков. Один из зна­менитых критиков того времени Аристарх, живший во II веке до P. X., разделил всех древнегреческих поэтов на классы по их достоинству. С того времени все произведения, размещен­ные Аристархом по классам, получили название классиче­ских, т. е. образцовых, заслуживающих подражания.

Первой наиболее удачной подражательной поэмой была «Энеида» римского поэта Виргилия, современника Августа. В 12 песнях «Энеиды» Виргилий рассказывает о странствовани­ях троянского героя Энея после разрушения Трои и прибытия его к берегам Тибра, где он положил основание римскому госу­дарству и сделался родоначальником римских царей.

С распространением христианства в Римской империи язы­ческая образованность подверглась гонению и пришла в пол­ный упадок. Творения древних ученых и поэтов частью были забыты, а частью и совсем уничтожены. Только с XVI века у европейских народов пробуждается интерес к произведениям классической древности. Наступает так называемая эпоха Возрождения классической образованности.

Изучение «Илиады», «Одиссея» и особенно «Энеиды», в ко­торых с замечательным мастерством изображены все стороны древнегреческой и римской жизни, вызвало стремление под­ражать этим произведениям. Почти у каждого народа явилась своя подражательная поэма: у итальянцев «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо (XVI в.), в которой изображено взятие Иерусалима во время первого крестового похода; у пор­тугальцев «Лузиада» Камоэнса (XVI в.), в которой рассказы­вается о завоеваниях в Индии; у англичан «Потерянный рай» Мильтона (XVII в.), где описывается жизнь Адама и Евы в раю и их грехопадение; у французов «Генриада» Вольтера (XVIII в.), воспевающая Генриха IV; у немцев «Мессиада» Клопшто- ка (XVII в.), повествующая о жизни Спасителя на земле; нако­нец, у нас «Россиада» Хераскова (XVIII в.), где рассказывается о покорении Казани.

Что эти и подобные им поэмы представляют подражание Го­меру и Виргилию, видно из следующено: Авторы их, ссылаясь на пример Гомера и Виргилия, считали недостойными изображения из обыденной жизни и выбирали для своих произведений лишь важ­ные события, имевшие общенародное и даже общече­ловеческое значение. Подобно Гомеру и Виргилию, они вносили в свои рас­сказы много чудесного: в их поэмах, кроме героев, действуют волшебники и волшебницы, злые духи, толкователи снов и т. п. Герои часто изображались по образцу троянских, со всеми характеристическими особенностями древне­греческой жизни. Многие сцены представляют простую переделку сцен из поэм Гомера и Виргилия. Подобно Гомеру и Виргилию, любили начинать свои поэмы словом «пою» и обращением с молитвою о по­мощи к богам, хотя поэм своих не пели и в языческих богов не верили. Подражали даже в таких мелочах, как деление поэм непременно на 12 или 24 песни. Нельзя не видеть подражания «Илиаде» в самих на­званиях: «Лузиада», «Мессиада», «Россиада» и т. п.

Словом, подражали во многом, не подражали только в са­мом существенном – в правдивом воспроизведении изображае­мых событий. Такое подражание нельзя не назвать ложным, а потому и сами поэмы этого рода носят название ложно-класси- ческих.

Поэма нового времени стремится к действительности и в этом отношении более приближается к классическим поэмам, чем поэмы подражательные.

Из видов поэм, встречающихся в новой литературе, замеча­тельны следующие: историческая поэма, лиро-эпическая по­эма и романтическая.

В исторической поэме обыкновенно изображается ка­кое-нибудь важное историческое событие. Изображая его, поэт вместе с тем раскрывает свою идею. С этой целью он берет только те стороны изображаемого события, которые способст­вуют лучшему ее выяснению.

Образцом исторической поэмы может служить поэма Пуш­кина «Полтава». Идея ее изложена в эпилоге (заключении). Задавшись вопросом: «Что осталось через сто лет от сильных, гордых сих мужей, столь полных волею страстей? » – поэт от­вечает: Петр Великий создал себе огромный памятник – эта вся Россия, просвещенная, устроенная и возвеличенная им; от подвигов Карла XII не осталось ничего, и только «три углуб­ленные в земле и мхом поросшие ступени» в Бендерах напоми­нают о том, как король отражал приступ турецкой рати, посланной арестовать его; могила Мазепы давно забыта, и только Церковь предает его анафеме (проклятию); к памяти Кочубея и Искры все относятся с уважением; имя Марии со­хранилось только в немногих украинских песнях.

Таким образом лица, которые ставили общественные инте­ресы выше своих собственных, оставили о себе славную па­мять. Те же, кто ставил личные интересы выше общественных, не оставили о себе никакой памяти, а если и ос­тавили, то позорную.

В поэме взяты те стороны изображаемого события, которые способствуют наилучшему выяснению этой идеи.

В исторической поэме «Песнь про царя Ивана Васильевича» изображено вымышленное событие, но вымысел этот рисует верную картину нравов времен Ивана Грозного.

В лиро-эпической поэме обыкновенно изображается ка­кое-нибудь замечательное событие из жизни частного, а не ис­торического лица. Главная цель лиро-эпической поэмы – изображение внутреннего мира героя, т. е. главного действую­щего лица. Изображая внутренний мир своих героев, поэт сам как бы переживает те чувства, которые их волновали, и пото­му как бы невольно проявляет свою личность в своем рассказе, вносит в него много лирического элемента, поэтому и поэмы такого рода получили название лиро-эпических.

Английский поэт Байрон первый начал писать лиро-эпи- ческие поэмы (например, «Шильонский узник»). В подража­ние Байрону начали писать поэмы этого вида Пушкин («Кавказский пленник», «Цыганы»), Лермонтов («Мцыри», «Демон») и другие.

Романтическая поэма получила свое название, потому что возникла первоначально у романских народов. Так называют­ся народы, разрушившие Западную Римскую империю и сме­шавшиеся с римлянами. Французы, итальянцы, испанцы, португальцы – романского происхождения.

Поэзия романских народов большого развития достигла в средние века. Особенность же средневековой жизни составля­ет рыцарство. Главное внимание поэтов того времени было об­ращено на изображение подвигов рыцарей, о которых в средневековом суеверном обществе ходило множество фанта­стических, легендарных сказаний. Главным предметом ро­мантических поэм первоначально и служили рыцарские похождения.

В романтической поэме обыкновенно изображается ка­кое-нибудь замечательное событие фантастического характе­ра.

В духе средневековых романтических поэм Пушкин напи­сал свое первое крупное произведение – поэму «Руслан и Люд­мила». Поэма эта состоит из пролога (вступления), шести песен и эпилога (заключения). Событие, в ней изображаемое, происходит при князе Владимире, во времена русского бога­тырства. В поэме много чудесного, фантастического. Наряду с витязями действуют волшебники (Финн, Наина, Черномор), русалки, живая голова; Руслан во время битвы с Черномором носится по воздуху; убитого Руслана Финн возвращает к жиз­ни при помощи живой воды; возвратившись в Киев, Руслан убивает целое войско печенегов, и т. п.