Особенности композиции рассказа. Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно ком­позиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвяшена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Вместе с главным героем рассказа мы молоды и красивы, влюб­лены и пользуемся благосклонностью прелестной девушки — Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсо­лютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, для жестокости. Реальность, суро­вая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем суще­ствуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство проте­ста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.