Особенности композиции поэмы А. Блока «Двенадцать». Еще один художественный прием — кольцевая композиция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно. 1-я и 12-я главы соотне­сены между собой.Композиция несет важную смысловую нагрузку и играет одну из главных ролей в раскрытии идейно­
го содержания художественного произведения. Од­ним из композиционных приемов, которые исполь­зует А. Блок в своей поэме, является совмещение ре­ального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер как примета зи­мы 1918 г., а с другой стороны, «ветер веселый» оли­цетворяет собой революцию, которую А. Блок вос­принимал как стихию.

Постепенно появляются здания, социальные при­меты времени (лозунг «Вся власть Учредительному Собранию»), наконец, отдельные прохожие: старуш­ка, «буржуй на перекрестке», «товарищ поп» и др. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.

В последней же главе происходит обратный про­цесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкрет­ные детали, характеризующие город), но и симво­лическое.

На наших глазах паршивый пес превращается в символ старого мира.

Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц: патруль из двенадцати чело­век идет по Петрограду.

А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции. Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних гла­вах, придать вселенский масштаб, а также ввести об­раз Христа, с которым связана главная идея поэмы: революция воспринимается А. Блоком как дверь в светлое будущее.

Образ Христа является выражением того белого цвета, который мы заметили в самом начале произве­дения, воплощением светлого будущего, к которому, по мысли А. Блока, ведет революция. Но это будущее пока не видно за вьюгой, за беспорядком, хаосом ре­волюционных дней. Отряд — это двенадцать апосто­лов революции.

А голодный пес — символ всего темного, что оста­ется в старом мире, за дверью, за спинами этих сол­дат.

Композиционным центром поэмы «Двенадцать» являются 6-я и 7-я главы.

В 6-й главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна: много возгласов, многото­чий, но все перекрывает один призыв:

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

А в 7-й главе мы видим раскаяние убийцы, появ­ляется лирический мотив воспоминания, но в конце уже звучат залихватские крики:

Эх, эх!

Позабавиться не грех! <…>

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

А. Блок показывает, что пролитие крови — со­бытие повседневное для того времени. Нельзя, ко­нечно же, говорить, что автор одобряет пролитие крови.

Христос, по мысли А. Блока, принимает на себя всю кровь, пролитую в эти дни, дни революции, по­этому у него в руках кровавый флаг.

Еще один композиционный прием — постоянно меняющийся размер стиха. Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это вре­мя в Петрограде.

Таким образом, композиция поэмы выполняет важнейшую функцию: сделать ярче и выразительнее идеи и образы, созданные гением Блока.