Основные мотивы в комедии. Мотив — это элемент сюжета, неоднократно повторяющий­ся в повествовании. Развитие, взаимодействие «характеров, ме­лодий, мотивов» и составляет сюжет художественного произве­дения. Попробуем рассмотреть основные мотивы в комедии Гри­боедова «Горе от ума».

Как замечает Б. Голлер, вступительный мотив пьесы — это беспокойство. Беспокоится Лиза, беспокоится Фамусов, услы­шав трезвон и застав своего секретаря рядом с комнатой дочери. Беспокойство заметно затем в поведении Софьи: она тревожит­ся об упавшем с лошади Молчалине. Беспокойство прослежива­ется и в поведении Чацкого: он озабочен уклончивыми ответами Софьи, ее похвалами Алексею Степановичу. Наконец, Фамусов обеспокоен устройством судьбы дочери:

Тот нищий, этот франт-приятель;

Отъявлен мотом, сорванцом;

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Затем гости Павла Афанасьевича «беспокоятся» о судьбе Чац­кого. Здесь мотив беспокойства сливается у Грибоедова с моти­вом молвы.

Впервые мотив молвы возникает в речах Лизы, когда она со­ветует влюбленной барышне быть осторожнее. «Грех не беда, молва не хороша», — уверенно заявляет Лиза. Мотив молвы реа­лизуется и в сплетнях, распускаемых о Чацком, в слухе о его безу­мии. Характерно, что каждый из гостей Фамусова выдвигает свою версию сумасшествия героя. Мотив молвы реализуется и в речах Фамусова, в его озабоченности «общественным мненьем». В финале пьесы, увидев ночное свидание дочери, он плачевно восклицает: «Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!».

Другой близкий по смыслу мотив — мотив обмана. Мотив в пьесе этот задается образом Софьи. Данному мотиву противо­положен мотив истины, правды, связанный с образом Чацкого. Поиски истины определяют общественную позицию героя и его имидж влюбленного.

Другой мотив комедии, являющийся сквозным на протяже­нии всего действия, — мотив слепоты и прозрения. В третьем явлении Софья выходит из комнаты со свечой, однако свеча здесь неуместна — уже рассветало. Свеча эта символизирует нравствен­ную слепоту героини, ошибочность ее суждений, ее незнание. Софья как бы не видит очевидного, блуждая в темноте. Харак­терно, что героиня в этой сцене тушит свечу — она не только не видит истинного положения дел, она как бы не желает ничего видеть, ей нравится ее состояние. Подтверждение тому мы нахо­дим втексте комедии. Софья — единственная героиня, которую Чацкий не критикует. Более того, Чацкий влюблен в эту девушку и верен ей со времен юности. Софья умна, независима, горда. Но самая яркая характеристика ее—любовь Чацкого, избранни­цей которого не могла стать пустая светская барышня. Безуслов­но, где-то в глубине души Софья догадывается об истинной на­туре Молчалина. Недаром, когда Лиза ненароком упоминает о Софьиной тетушке, от которой сбежал француз и та с досады поседела, у Софьи бессознательно вырывается: «Вот так же обо мне потом заговорят». Однако она последовательно «переина­чивает» поведение Молчалина, находя достоинства там, где их нет. Причиной этого, скорее всего, является романтичность и мечтательность Софьи, ее желание следовать в любви «сенти­ментальному идеалу». Мотив слепоты возникает и в конце ко­медии. Застав Чацкого с Софьей, Фамусов требует немедленно подать свечей: «Сюда! за мной! скорей! скорей! Свечей поболь­ше, фонарей!». Считая себя жертвой заговора и обмана, Фамусов в финале заявляет, что «глупость» на него и «слепота напала». В финале комедии свеча уже уместна по отношению к Софье и Чацкому — свеча здесь проливает свет на истинную суть собы­тий, открывает этим героям глаза (здесь возникает мотив про­зрения). Однако требует света здесь именно Фамусов, который введен в заблуждение, считая, что Софья тайно встречается с Чацким. Несмотря на обилие свечей и фонарей, Фамусов все так же «слеп». Таким образом, мотив слепоты здесь сохраняет свое первоначальное значение.

С этим мотивом тесно связан и мотив глухоты. Как замечает С.А. Фомичев, Грибоедов использует здесь народный фарсовый прием (разговор с глухим)7. Уже в первом явлении Лиза, не су­мев достучаться к Софье Павловне, вопрошает: «Вы глухи? — Алексей Степаныч! Сударыня!.. — И страх их не берет!». Фаму­сов затыкает уши, не желая слушать «вольностей» Чацкого, то есть по собственному желанию становится «глухим». На балу графине-бабушке «уши залошило», она же замечает, что «глухота — большой порок». На балу же присутствует князь Тугоуховский, который «ничего не слышит». Один из гостей, Репетилов, заты­кает себе уши, будучи не в силах вынести хоровую декламацию княжон Тугоуховских о безумии Чацкого. Глухота действующих лиц здесь весьма символична. Фамусовское общество «глухо» к «прокламированиям» Чацкого, не понимает его, не желает слу­шать. Все время нарастающий в комедии мотив глухоты подчер­кивает консерватизм московского общества, его неприятие но­вых веяний, нежелание каких-либо изменений. Мотив этот уси­ливает противоречия между главным героем и окружающим его миром.

Другой сквозной мотив комедии — мотив падения. Он реа­лизуется в сюжете пьесы весьма разнообразно. Воротясь из даль­них странствий, Чацкий падает к ногам Софьи: «Чуть свет —уж на ногах! и я у ваших ног!». Поучая Чацкого, Фамусов рассказы­вает о своем дяде, Максиме Петровиче, который неоднократно падает на светском рауте, потешая всех присутствующих и зара­батывая таким образом «почет» и известность в свете. В  явле­нии Молчалин падает с лошади. И сцена эта как бы предваряет моральное падение героя в финале пьесы. Мотив падения реа­лизуется и в сплетнях о Чацком. Падение здесь — это не что иное, как «горе от ума», это резкое падение имиджа героя в гла­зах фамусовского общества. О безумии как о «падении» говорит и старуха Хлестова: «В его лета с ума спрыгнул!». Таким образом, мотив падения в комедии весьма многогранен. Падение это — падение нравов московского общества, с радостью объявляюще­го Чацкого сумасшедшим. Падение — это низкопоклонство, чи­нопочитание, заискивание перед богатыми, влиятельными людь­ми, принятое в фамусовском обществе. Это и откровенная ни­зость, пример которой — поведение Молчалина. Это и круше­ние идеала, открытие истины. Этот процесс происходит в пьесе с двумя героями — Чацким и Софьей. Чацкий, узнав всю правду о Софье, о распускаемых ею сплетнях, «отрезвился сполна». Точ­но так же рухнули мечты Софьи о ее счастье с Молчалиным. В какой-то степени пелена спала и с глаз Фамусова, считавшего свою дочь образцом добродетели. В последней сцене мотив па­дения сливается с мотивом слепоты и прозрения. Наконец, па­дение в комедии — это еще и понижение в должности, ухудше­ние положения героя. В этом смысле мы можем говорить о паде­нии Лизы, которую Фамусов отправляет в деревню — «ходить за птицей», о падении Молчалина, в одночасье лишившегося сво­ей должности.

С образом Чацкого связаны и два противоположных мо­тива — мотив отчего дома и мотив дороги, странствий. Воротясь из дальних странствий, он всего лишь один день проводит вдоме, где прошло его детство. А далее вновь герой идет искать себе «приют»:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблен ному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Таким образом, в комедии «Горе от ума» звучит многоголосье самых разнообразных мотивов. Некоторые из них постепенно нарастают в ходе сюжетного действия (мотив падения, мотив одиночества героя, мотив глухоты), звучание других, напротив, приглушается в процессе сюжетного действия, и они, наконец, переходят в противоположные.